Оптимизация медицины. Критерий оптимальности, ведущий нас к катастрофе

Оптимизация медицины. Критерий оптимальности, ведущий нас к катастрофе

4.3K
23
Автор: Сергей Середа
8 августа 2019 года, 11:00

Согласно отчёту Минздрава, в Новгородской области койки дневного стационара одни из самых загруженных в России. При нормах на уровне 330-340, в Новгородской области они достигают показателя в 429. Столько дней в году на среднестатистической койке лежит среднестатистический новгородец. Не трудно подсчитать, что если в году 365 дней, то 64 из них больные новгородцы лежат там в два слоя.

Новгородцы расценивают успешную оптимизацию медицины как преступление

Впрочем, всерьёз подозревать новгородскую медицину в том, что в одну койку кладут двух пациентов, было бы наивно. Наверняка день, когда больного положили, и день когда выписали, идут в статистику полными днями госпитализации. Одного утром выписали, другого вечером положили, вот и получается «два слоя» пациентов на одной койке.

Но несомненно, что в 2018 году новгородским управленцам от медицины удалось достичь почти стопроцентной загрузки имеющихся «мощностей». Вот только население воспринимает эту победу без энтузиазма. Позволю себе процитировать комментарий общественницы Марины Никандровой к статье об этом «успехе»:

Сокращены койки и в больницах областного центра до минимально-абсурдных! Во всех больницах! А в районах просто закрыты райбольницы и выгнаны врачи. Всё разрушено. К врачам не попасть. Запись — через две недели к терапевту — терапевт через две недели (или месяц) к хирургу (например). И кто пойдёт на эту пытку? А болит-то сегодня и сейчас! Как и кого посещать новгородцам? Дооптимизировались до абсурда. У меня одной такое впечатление, что они сами не понимают, что творят? Я бы назвала это просто — уничтожение медицинской помощи области ради экономии бюджетных средств.

Как изменить критерий оптимальности

На мой взгляд, полного уничтожения медицинской помощи господа оптимизаторы не добиваются. Если бы им в качестве единственного целевого показателя задали бы снижение бюджетных трат на медицину, тогда да, недрогнувшей рукою закрыли бы все бюджетные больницы и поликлиники и вышли бы на максимально возможный показатель экономии. Другой вопрос, что за каждый так «сэкономленный» миллион на медицине, государству пришлось бы потратить в десять раз больше на содержание дополнительных «жандармов», защищающих правителей от массового народного протеста.

Но задачу оптимизации поставили в более щадящей форме: добиться безубыточности бюджетных медицинских учреждений. В России принята страховая модель медицины. Лечебные учреждения получают финансирование лишь за оказанные «услуги». А в ситуации простоя, когда врачи или оборудование не загружены, несут убытки.

Главное решение, которое приходится принимать в этой ситуации управленцам — что делать с пропускной способностью больниц и поликлиник. Ведь любому понятно, что поток больных не бывает стабильным. Как говорится: «когда-то  густо, а когда-то пусто».

В те дни, когда больных мало, мы получаем простои. В дни, когда их слишком много — отказы в обслуживании. Дальше начинается банальная математика, когда линию пропускной способности нужно провести так, чтобы сумма «цены простоев» и «цены отказов» оказалась бы минимальной. Главным образом решение здесь зависит от того, сколько стоит один простой и сколько стоит один отказ.

Например, для пожарной службы выбирается обычно заведомо избыточная пропускная способность, ибо цена даже одного случая, когда пожарная команда не приедет на вызов, и небольшое возгорание превратится в пожар на два квартала, может быть неприемлемой.

А вот в сегодняшней модели российской медицины картинка противоположная. Цена простоя для управленцев вполне осязаема. А вот цена отказа им кажется нулевой. Ну не смог человек записаться на приём к терапевту или хирургу. Какие, мол, к нам претензии. Лист записи выложен для всех желающих. Кто не успел, тот опоздал.

Никто статистику таких отказов не ведёт и штрафы не выставляет. Поэтому для «эффективного менеджера» от медицины вполне логично снизить пропускную способность до уровня, когда простоев не будет вообще. Что мы сейчас и наблюдаем. Число посещений новгородцами медицинских учреждений оказалось одним из самых низких в России не потому, что у нас люди самые здоровые. Наоборот, те, кто покрепче, отсюда активно уезжают. Приезжают в основном пенсионеры из северных областей. Поэтому среднестатистическому новгородцу медицинская помощь объективно нужна гораздо чаще, чем среднестатистическому россиянину. А вот шансов получить её вовремя у него в «оптимизированной» медицине гораздо меньше.

Можно ли изменить эту ситуацию? Да без проблем. Готовый лозунг для оппозиционных политиков: создать систему фиксации отказов в медицинском обслуживании. Не обязательно при этом выставлять медицинским учреждениям штрафы. Можно просто при выборе нового критерия оптимизации учитывать, что каждый такой отказ приводит к будущим потерям государства из-за необходимости лечить запущенные болезни,  платить пособия по инвалидности вместо получения налогов  и наращивать число «жандармов», чтобы как-то защититься от растущего недовольства.

Смотрите также

Почему новгородский губернатор теряет наше доверие 70

Два года назад у нас в области к власти пришли «молодые технократы». Когда я изредка с ними пересекаюсь, впечатление они производят очень позитивное — энергичные, инициативные, оптимистичные, думающие. Но кредит доверия к себе эта команда разбазарила фантастически быстро.

Открытие «Точки кипения». Нужна ли НТИ новгородским фермерам? 52

Те, кто в эти выходные посетил открытие в нашем городе «Точки кипения», не просто стали свидетелями официальной церемонии. Думаю, каждый сделал в эти дни ещё и несколько личных открытий. И не раз пожалел, что не мог быть на всех событиях, происходивших в семи разных пространствах, пусть и расположенных рядом. Поделюсь с вами тем, что сам успел увидеть.

НовГУ в демографической яме — опасности и возможности 48

Если смотреть на распределение населения по полу и возрасту, можно почувствовать, какой была история страны. Чем меньше потрясений ей пришлось испытать, тем более гладкой выглядит эта картинка. А наша российская демография напоминает штормовое море.

Комментарии