Кому в ЖКХ жить хорошо? Великий Новгород и сложности оптимизации УК

1.6K
1
Нет фотографии Автор: Екатерина Вересова
3 июня 2019 года, 13:01

Чем хорошо жить в деревне? Всегда знаешь, кто сломал штакетину в заборе у Петровны, кто руль свинтил с трактора, а кто картошку копает у соседа в огороде. Многоквартирные дома роскоши этой лишены: здесь никто не знает друг друга поименно и поквартирно, кроме старшего по дому. Поэтому если у вас слили бензин или украли собаку, пальцем показать не на кого. Зато можно предотвратить неприятные ситуации, и делается это с помощью управляющей компании.

«Озаборенный» Новгород

Великий Новгород — один из тех городов, где культ заборов принял гротескную форму. Заборы из горбыля и проволоки, резаных бутылок и сетки, шин, металлического профиля и старых дверей. Ни пройти, ни проехать. В комплекте к заборам идут бетонные крашеные полусферы-надолбы, от которых людям проку нет, а «скорой помощи» и пожарным одно огорчение. Тем не менее, заборы нужны: дрифтеры гоняют по дворам, машины жильцов теряют бензин, магнитолы и колеса, бабушки из соседних домов выкапывают редкие кустарники и сортовые тюльпаны.

Но не те заборы! Гармоничные архитектурные решения, учет подземных коммуникаций и кадастровой разметки, пожеланий жильцов – автомобилистов, родителей, пенсионеров, инвалидов, вот что такое установка забора. Не говоря уже о том, что необходимо предусмотреть систему электронной защиты. И за всё это должна отвечать управляющая компания, потому что на отчетном собрании и принимается решение об «озаборивании» двора.

Есть решение — расчет вносится в общий тариф и УК может потом компенсировать свои затраты из оплаты за благоустройство. Парковку за забором, зелень, площадки управляющая компания тоже содержит за счет жильцов, отвечает по каждой уплаченной в общий котел копейке. Это в идеале, но так делают далеко не все. Например, в ЖК «Заречный» есть большая парковка за забором. Она закрыта для всех. Причина в том, что коммерческая УК не принимает ее на баланс — из-за дрифтеров, которые мешают всем спать. Парковка есть, она оплачена, но недоступна — как виноград для лисицы в известной басне. А решать проблему с дрифтерами УК не собирается.

Причина простая: современная урбанистика не рассматривает многоквартирный дом как отдельный объект. Каждый дом включен в микрорайон, со своей инфраструктурой и сообществом. И потому управляющая компания должна рассматривать микрорайон целиком, даже если в ее ведении находится всего один дом — это системный и грамотный подход, который позволяет создать комфортную экосистему. Об этом сейчас и поговорим.

Система развития территории

В 90-е годы в сфере ЖКХ зафиксирован период, который назывался «вегетарианскими временами». Тогда рынок был большой, игроков – мало, раздел происходил мирно: хватило всем и даже осталось. В 2017 году стало ясно, что кормовой базы не хватает, и придется бороться. Оставшиеся с постсоветских времен управляйки, которые когда-то были ЖЭКами и ЖЭУ, все еще пытаются пользоваться старыми методами – от подкупа старших до подделки подписей, но время таких игр прошло, и современная урбанистика диктует свои правила.

Новая концепция работы УК — это система развития территории. Что это такое? «Система развития территории» означает, что у каждого микрорайона, клоуза или любого другого вида объединения жилых домов, есть стратегия развития на длительное время. Она включает в себя установку и обеспечение безопасного и комфортного проживания (от заборов тех самых до фонтанов во дворе), доступ всех без исключения жителей к удобствам — электричеству, воде, зеленым зонам, парковкам, площадкам ТБО и так далее.

Это создание структуры сообщества, при котором совместно, быстро и четко решаются насущные проблемы, к примеру, ремонт крыши или вывоз смёта. Вопросов, возникающих у жителей многоквартирных домов, тысячи, и каждый требует индивидуального подхода. Плюс к этому надо учитывать мнение жильцов соседних домов и всех социальных групп, примирять интересы. Всё это входит в функции управляющей компании 21 века, в отличие от века прошлого, когда достаточно было полупьяного сантехника, приходившего раз в год, чтобы постучать разводным ключом по ржавой трубе.

Вопрос в другом: за годы реформ ЖКХ так и не сложилось института домоуправов нового поколения, и по-прежнему коммерческие компании, заботясь о выгоде, рассматривают каждый отдельно взятый дом как источник дохода. А вовсе не как элемент единой, живой системы микрорайона. Этот устаревший подход множит недовольство, часто приводит к коррупции. Переход к системе развития территории у коммерческих УК происходит болезненно и даже против воли: но жильцы вынуждают работать хорошо. К сожалению, многие УК, пришедшие на готовые дома, даже не всегда знают, в каком состоянии находится принятое ими хозяйство.

Индекс нашего качества

Совсем недавно в России стартовал национальный проект «Жилье и городская среда», направленный на кардинальное повышение комфортности городской среды. Согласно проекту, к 2024 году на 30% должен повыситься индекс качества городской среды, вдвое сократится количество городов с неблагоприятной средой, а также на 30% вырастет средний индекс эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах Российской Федерации.

Также к 2024 году должно произойти кратное увеличение количества благоустроенных дворовых и общественных территорий, реализованы комплексные проекты по благоустройству городской среды, а также внедрены инновационные технологии "Умного города", - сообщает «Российская газета». Что это значит для новгородцев и как применяется на практике здесь, в Великом Новгороде?

Практика показала, что есть два направления развития управления МКД: это «постсоветский» путь, когда заботу об отдельном доме на себя берет коммерческое УК и «инновационный», когда применяется принцип системы развития территорий. Во втором случае происходит трехступенчатый процесс – сначала застройщик строит дом, потом обеспечивает его гарантийное обслуживание, а дальше – продолжает обслуживать в постгарантийный период.

Кардинальная разница вот, в чем: в строительстве сейчас используются сложные инженерные системы, инновационные материалы – их надо уметь обслуживать. А специалисты высокого уровня в небольших городах работают как раз на застройщиков. Они сами клали каждую плитку, знают, где проходят коммуникации, чего можно ожидать от каждого дома, от каждой его стены и перекрытия. По сути, создается пожизненная система обслуживания дома, и не в отдельности – а всего домового комплекса.

Коммерческие УК могут составить хорошую конкуренцию сервисным компаниям застройщиков – но они должны дотянуть до задаваемых застройщиками высоких стандартов качества обслуживания домов. Это процесс здоровой конкуренции. И в итоге он поможет очистить рынок ЖКХ от компаний, предоставляющих ненадлежащие услуги, вырастет качество работ, повысится ответственность УК – и жить новгородцам станет гораздо комфортнее.

Смотрите также

Коммунальные войны в поселке Нанино 7

Внимательно слежу за развитием ситуации в поселке Нанино, где инициативная группа домовладельцев решила вступить в конкурентную схватку с управляющей компанией.

Комментарии