Из варяг в греки: зачем и каким образом будут строить причалы в Новгородской области

6.4K
16
Автор: Александр Басун
25 февраля 2019 года, 10:30

Уже на протяжении двух лет власти Ленинградской области занимаются созданием водных туристических маршрутов. Для этого вместе с инвестором они постепенно строят один причал за другим. Весной 2018 года стало известно, что в туристический маршрут войдёт и Новгородская область. Каким образом в областном центре будут строить причал и для чего, «Новгород.ру» рассказали заместитель начальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк и генеральный директор ООО «Конт» Алексей Обрядин.

Первые плоды сотрудничества властей и компании «Конт» начались с причала в Старой Ладоге, именно он задал бренд и эталон, по которому будут строиться и другие объекты. Это и ковка из Углича, и палубная доска, и особые технологии погружения свай.

— Место мы выбрали непростое по строительству — около Никольского монастыря. Он представляет серьёзную историческую, культурную ценность, и это особо охраняемая природная территория. То, что получилось, вызывает неподдельный интерес и у жителей области, и гостей, — рассказал о результатах Михаил Присяжнюк.

Пилотный проект был сдан в ноябре 2017 года, и только в первый период причал принял 50 судозаходов, а пассажиропоток составил более 13 тысяч пассажиров. В планах у инвестора и правительства увеличить этот показатель 1,5-2 раза.

Причал в Старой Ладоге

Затем появился причал палого типа около Свирьстроя, а в октябре 2018 года причал, способный принимать пассажирские теплоходы вместимостью до 300 человек, открылся недалеко от крепости Орешек. Крепость пользуется популярностью у туристов, но добраться до неё можно только водным транспортом.

Весной 2018 года к идее возобновления речных пассажирских перевозок подключили и Новгородскую область. Соглашение о строительстве двух причалов в селе Грузино Чудовского района и в Великом Новгороде компания «Конт» подписала с местными властями на ПМЭФ.

Из варяг в греки

Все причалы должны замкнуться в единую сеть, это своеобразное восстановление пути из варяг в греки, считает начальник управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк. Судовладельцы уже проявляют большой интерес и хотят сформировать регулярные маршруты. Вообще на Великий Новгород они возлагают большую роль.

— Это ряд компаний, которые формируют туристический или паломнический продукт, они смотрят потребность, интерес граждан. И формируют с нарастанием маршруты и остановки вблизи объектов показа. Тематика разная: это и промышленный туризм, и туризм с уклоном религиозной тематики. Но регулярность, это не каждый день, как автобусы, — подчеркнул Присяжнюк.

Основной строитель и эксплуатант — компания «Конт» — не гонится за мгновенной прибылью. В строительство сети причалов инвестор готов вложить миллиард рублей, и чтобы их вернуть, потребуются годы. Новгородские власти также заинтересованы в появлении причалов.

Михаил Присяжнюк (в центре) и Алексей Обрядин (справа)

При таком сотрудничестве область получает доходы в бюджет, при этом не потратив из него ни копейки. По словам директора ООО «Конт» Алексея Обрядина, с развитием сети причалов и круизных сообщений оживёт и река.

— На водных путях 15-20 лет никто не строил. Во-первых, если река заработает, потянется всё остальное. Яхтсмены пойдут. Все думали, что Волхов умер. Мы хотим вдохнуть в него жизнь. Это здорово, когда турист едет, тем более для имиджа региона. Во-вторых, это деньги, которые турист везёт. Все уже наездились, нужны новые объекты. И многие хотят добраться именно по воде, — рассказал руководитель «Конта».

Пока причалы существуют только на бумаге, а финские и московские компании уже сейчас проявляют интерес. Им хочется иметь стоянки и за пределами Ленинградской области. Хоть речь и идёт о пассажирских перевозках, но обращения поступают и от грузовых операторов. Поэтому «Волгобалт» прорабатывает вопрос по расчистке и углублению Новоладожского канала.

Время и место

Причал в Великом Новгороде планируется начать в этом году, а к лету — сдать в эксплуатацию. Однако с местом для его строительства пока ещё не определились. По словам Михаила Присяжнюка, его нужно выбрать с учётом потребности граждан. Причал должен находиться в пешей доступности для пассажиров и при этом не представлять опасности для судоходства.

— Точное место выбирается с учётом всяких разных требований и категорий: это и локация, и карты, глубины, ограничения. Обязательно будет в проектировании историко-культурная экспертиза. Инвестор уже провёл предварительные изыскания и потратил средства на исследования, вплоть до многолучевого эхолота. Мы только что проходили эту историю на острове Орехове, — уточнил начальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк.

Согласно требованиям, причал должен закрывать две трети корпуса судна. Ориентировочно длина новгородских причалов составит около 100 метров. Самое интересное, что доставка материалов и весь ход строительства будет производиться только с воды. В соответствии с федеральным законом «О транспортной безопасности» причалы оборудуют системой видеонаблюдения, также на них появится дежурная вахтовая служба.

При строительстве причалов используют так называемую технологию вибропогружения. Для её реализации требуется больше сил и средств, но зато она позволяет не нарушить экологические вопросы и историко-культурные моменты. Для сравнения: представьте, как нож входит в масло. Примерно таким же образом молот погружает в воду оболочку сваи, в которую потом заливается бетон. Затем сваи обвязываются между собой механическим образом. Для подобных работ используется точная техника. Каждой свае присвоены координаты, погрешность при погружении исчисляется в миллиметрах.

Михаил Присяжнюк добавил, что работа ведётся только в правовом поле: в случае нанесения ущерба водным объектам и биоресурсам, власти и инвестор готовы возместить потери. Вы наверняка помните, как со дна Волхова достали полуторку? Если на дне реки обнаружат находки, строители готовы бесплатно их поднять.

Хоть причалы и хотят построить в такие короткие сроки, говорить о поездках пока рано. Дело в том, что судозаходы в 2019 году уже распланированы, и сейчас идёт речь о графике 2020 года. Однако три судозахода в этом году запланировать всё же удалось. Но для того, чтобы построить причалы за два-три месяца, нужно «дружно навалиться на этот вопрос».

— У новгородцев здесь административно-организационная роль — это согласовать строительство по всем направлениям. Мы будем находиться в тесном взаимодействии и поделимся информацией о препятствиях, с которыми столкнулись при строительстве первых причалов. Это поможет преодолеть барьеры, — сказал Михаил Присяжнюк

После можно задуматься и покупке судов под Волхов, но из-за высоты мостов через Волхов, подойдут только малогабаритные теплоходы. Стоимость одного оценивается примерно в миллиард рублей. Поэтому в первую очередь нужно построить причалы, а потом решать вопрос с кораблями, считают авторы идеи.

А пока ООО «Конт» и правительство Ленинградской области продолжают развивать уже существующие объекты. На них планируется интегрировать вертолётные площадки, что положительно отразится на санитарной авиации, и минидоков для маломерного флота. Для удобства прорабатывается разработка мобильного приложения, чтобы владельцы лодок и яхт смогли забронировать себе место. Возможно, такая модернизация дойдёт и до нас.

Смотрите также

Большая вода 8

Звучит странно, но я уже соскучился по нормальным паводкам. Последние несколько лет их просто не было. К осени даже такие крупные реки как Ловать и Шелонь можно было перейти пешком. Реки поменьше, например Мшага, просто пересыхали.

Комментарии