Фабрика троллей: Дедовские методы или в информационной войне все средства хороши

5.6K
19
Автор: Александр Басун
11 января 2019 года, 12:18

Постоянные читатели «Новгород.ру» наверняка помнят наши материалы о фабрике троллей, при помощи которой защищали интересы чиновников и создавали в 2017 году положительный образ Андрея Никитина перед выборами губернатора. Время идёт, но ничего не меняется: топорные методы по-прежнему используются в информационных войнах.

По поводу фабрики троллей губернатор Андрей Никитин высказывался в нашем интервью ещё в конце 2017 года. Тогда, по его словам, злоумышленники были выведены на чистую воду.

— Все контракты были закончены сразу, в феврале. Информация по всем контрактам передана в правоохранительные органы. Там же интересные были контракты на разработку стратегий социально-экономического развития. Схема была простая, наивная до предела. Сегодня у нас ни одного контракта ни с какими такими гражданами в ОГАУ «АИК», — заявлял Никитин.

И если контрактов нет, получается, что кто-то в социальных сетях защищает интересы регионального минздрава в ситуации с Шимской ЦРБ бесплатно?

По накатанной схеме

Где-то подобный подход новгородцы уже могли наблюдать раньше. Точно — во времена Сергея Герасимовича, когда в какой-то резонансной ситуации прогубернаторский ресурс молчал, но затем появлялся комментарий от чиновников. Так произошло и 9 января, после того как инцидент с перекрытием федеральной автодороги жителями Шимска облетел федеральные СМИ. Эту тему не оставили без внимания в том числе «Такие дела» и телеканал «Дождь».

«Информировать о работе правительства — одна из задач. Это информирование о событиях и позитивных, и негативных, которые в области есть», — говорил о холдинге глава региона Андрей Никитин. Однако в «Новгородских ведомостях», «53 новостях» и на «Новгородском областном телевидении» информации о перекрытии трассы пенсионерами в тот день не появилось.

Ближе к вечеру от пресс-центра правительства все СМИ получили комментарий минздрава, в котором оказались лишь сведения об изменении работы Шимской ЦРБ. Издание, входящее в правительственный медиахолдинг, опубликовало его в течение часа. Буквально сразу же ссылка на этот материал с помощью фейкового аккаунта стала появляться под записями сообществ, которые опубликовали новость о попытке заблокировать трассу в Шимске.

Давайте знакомиться

Это кем-то выдуманная Виктория Новгородова. Девушка, переживающая за ситуацию в Шимской ЦРБ. Виктория молодец и патриот: на аватарке у неё картина Богдана Виллевальде «Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 году», фотографии котят, о которых в группе фонда «Спасение» писали ещё в 2012 году, и «Мы Ж Новгородцы». Она хочет быть в курсе всех новостей Шимска, потому подписалась на популярные местные сообщества.

Кем-то придуманная Виктория Новгородова

После публикации ответа минздрава на «53 новостях» Виктория в течение получаса прошлась по ряду сообществ и страниц, разместивших новость о протестной акции пенсионеров. В частности, она оставила комментарий и ссылку на новость в пабликах «Такие дела», «ДорИнфо», «Не ТВ», а также постаралась оповестить работников череповецкого профсоюза, валдайских коммунистов и даже Сардану Авксентьеву — мэра Якутстка (хотя страница не верифицирована, потому не факт, что это её настоящий аккаунт). 

В одном из случаев «Виктория» даже начала приводить аргументы в пользу оптимизации новгородского здравоохранения: по её мнению от Шимска до Великого Новгорода ехать 20 минут, а даже если и полчаса, то в Москве люди по пробкам ещё дольше добираются.

Но пользователи не дураки, быстро раскусили фейк

Конечно же, Виктория Новгородова — очередной тролль. Те, кто за этим стоит, как обычно взяли фотографии человека из другого региона, думая, что настоящего владельца фотографий будет сложно найти. На самом деле несложно. Девушку зовут Анастасия, и живёт она в Хабаровском крае. Фотография загружена летом 2013 года, у фейкового персонажа — в мае 2017 года.

Анастасия из Хабаровского края в 2013 году

Вообще защищать позицию властей в социальных сетях с фейковых аккаунтов странно, когда во «ВКонтакте» давно существует возможность отвечать от имени сообщества. И это можно было бы посчитать провокацией, если бы не одно совпадение.

Похожий почерк

Есть такой новгородский проект «Спорт 53», который с октября 2018 года начал сотрудничать с изданием «53 новости». В рамках проекта на сайте публикуются материалы о спорте, практически не имеющие ничего общего с Новгородской областью: новости о Кокорине и Мамаеве, сборной России по футболу, Хабибе Нурмагомедове и Коноре Макгрегоре. В основном, они сопровождаются кликбейтовыми заголовками.

После публикации в сообществе «Спорт 53» каждый материал набирает минимум четыре репоста практически одновременно. Двое «фанатов» публикаций — Анастасия Алексеева и Александр Верницкий. Реальных фотографий в профилях, естественно, нет.

Казалось бы, обычный метод продвижения. Многие СМИ пытаются распространить свои материалы максимально, чтобы привлечь аудиторию. Но есть «белые» способы продвижения, а есть те, которые вызывают сомнения. Например, спам по крупным сообществам.

Материалы просто бомба!

Это просто невероятно! У издания есть деньги на трансляции матчей Лиги чемпионов по футболу (если перейти по ссылке, то в новости комментарий игрока ФК «Сызрань-2003» о матче Интер — Барселона, а трансляциями там и не пахнет)

Обычно комментарии с такими текстами социальная сеть считает за мошенников и наказывает за «подозрительную активность». Сегодня утром с «Анастасией Алексеевой» так и произошло.

Диссонанс

На фоне таких методов информационная политика в регионе схожа с той, которая была во времена Сергея Митина. В целом ситуация напоминает анекдот про нового руководителя и три конверта. Раньше Андрей Никитин не позволял себе критиковать подчинённых публично, но недавно сорвался. Снова проявились тролли. Что там в третьем конверте должно быть?

Да, стоит напомнить, что на освещение и позитивных, и негативных событий ОГАУ «Агентство информационных коммуникаций» ежегодно получает около 100 млн рублей из бюджета Новгородской области.

Смотрите также

Реинкарнация фабрики троллей: как создают положительный образ Андрея Никитина 36

В декабре 2016 года мы рассказывали вам о новгородской фабрике троллей, где виртуальные комментаторы на заказ атаковали блогеров и гражданских активистов, несогласных с политикой экс-губернатора Сергея Митина. Казалось бы, Митин ушёл, пришёл Андрей Никитин, в правительстве сменилась команда, но методы работы остались прежние.

Новгородская фабрика интернет-троллей: как защищают интересы чиновников 39

В последнее время в Новгородской области особую активность стали проявлять интернет-тролли. Зарекомендовавшая себя на федеральном уровне технология уже давно пытается перекочевать в регион, но никак не может прижиться из-за небольших масштабов информационного пространства.

Комментарии