Мост через реку Мшага в селе Медведь
Ещё один уникальный образчик инженерного искусства Новгородской области соединяет сёла Медведь и Старый Медведь. Интересен он не только своей конструкцией, но и историей. Единственное упоминание моста, которое удалось обнаружить на скорую руку, встречается в романе «Аракчеев» прозаика и журналиста Николая Гейнце. Роман был опубликован в 1893 году.
1. Пролетное строение моста представляет из себя металлическую разрезную ферму с ездой поверху. Проезжая часть деревянная.
Таким образом вышло довольно странное и любопытное в то же время явление: простая, необразованная женщина-крестьянка успела подчинить себе железный характер графа, могущественного вельможи в государстве. Последний исполнял все её капризы; так, в угоду ей, например, выстроил дорогой мост через овраг, разделяющий селения Старую и Новую Медведь, для неё же построил особый флигель, с наружной резьбою и зеркальными стенами, своим изяществом невольно обращавший внимание всякого зрителя, тем более, что остальные постройки Грузинской мызы отличались простою архитектурою и даже были окрашены в желтый цвет, — видно, что Гейнце смешал в кучу мост в селе Медведь и флигель в имении графа Аракчеева в Грузино . Сейчас это практически противоположные стороны Новгородской области.
2. У моста нет промежуточных опор. Пролетное строение установлено на две береговые опоры
3. Дату постройки моста наскоком установить не удалось. Но я сомневаюсь, что он времён Аракчеева. Первый в России металлический балочный мост по неразрезной схеме был построен спустя 20 лет после смерти графа Аракчеева.
4. За металлическими фермами давно никто не следит. Соединения выполнены как на болтах, так и на заклёпках.
5. Первый в России металлический балочный мост по неразрезной схеме построил Станислав Кербедз. Он находился всего в 85 км от этого места — при пересечении Петербурго-Варшавской железной дороги реки Луга. Сейчас это район станции Толмачёво. От оригинального моста там давно ничего не осталось.
6. А вот за проезжей частью следят. Покрытие из досок в хорошем состоянии. Для деревянных мостов это редкость.
В Новгородской области достаточно много мостов с проезжей частью из дерева. Почти все они маленькие и через лесные реки. Но есть и исключения, например, «Живой мост» в Старой Руссе. Примерно в 1980-х немного ниже по течению построили мост на шоссейной дороге Великий Новгород — Шимск — Медведь — Николаево — Псков. До этого момента движение осуществлялось по старому мосту.
Несколько лет назад основной маршрут из Великого Новгорода в Псков перенесли на дорогу через Сольцы, передав её федералам. Теперь она Р56. Старая дорога получила номер 49К-03 и сейчас практически не обслуживается. Почти на всем протяжении её состояние настолько плохое, что без веского повода туда лучше не ехать.
7. Немного выше по течению в Мшагу впадает река Киба. Почти все деревни в этих местах расположены именно по берегам этих двух рек.
8. На прошлых выходных я прятал камеру во время снегопада, по пояс провалился в сугроб и ехал по заснеженной дороге. А вчера уже снимал аистов на заболоченных лугах.
9. Правда и снегирей еще хорошо слышно. У них всё ещё свадьбы.
10. Небольшие лесные реки уже вскрылись и залили всё вокруг.
Смотрите также
Веребьинский мост: Грандиозные сооружения Новгородской области 9
В народе «Пальцем Императора» называли ярко выраженную и хорошо различимую на картах России петлю на железной дороге Санкт-Петербург — Москва. По народной легенде император Николай I начертил с помощью карандаша и линейки прямую линию будущей железной дороги, но карандаш уперся в прислоненный к линейке палец. В результате на бумаге образовалась петля, которая действительно на карте очень напоминает обведенный человеческий палец.
Каменный мост через реку Виточка 6
Честно говоря, не ожидал такого большого ажиотажа вокруг железнодорожного моста через речку Ярынья. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание еще к одному мосту, он старее и в гораздо худшем состоянии, при том, что находится прямо на въезде в Новгород.
Мост через реку Ярынья и линия Валдай - Крестцы 6
Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.
Комментарии