Полувековой путь

3.7K
6
Автор: Татьяна Алексеева
23 ноября 2017 года, 14:17

В этом году празднуют 50-летие новгородского клуба юных моряков. «Новгород.ру» расспросил бессменного руководителя КЮМа Николая Варухина, с чего всё начиналось в 60-е, чем отличаются юные моряки и что сейчас происходит с судоходством.

— Юбилей у нас вообще-то прошёл 10 июня. Просто у нас летом не было возможности отметить, праздновать, — говорит Николай Геннадьевич. — Мы навигацию начали, и всё на этом, и весь юбилей. Решили осенью. Так-то начало клуба нужно с 1966 года праздновать. Но я его не праздную, потому что там была эта организационная система.

Тогда уже работали группы и кружки, обучение организовали при доме пионеров. Но будущее клуба юных моряков, зависело от того, смогут ли достать корабль. И он нашёлся. Военный боевой корабль, который шёл на списание после службы. Чтобы посмотреть его, Николай Варухин отправился в Таллин. Для передачи судна потребовалось решение совета министров СССР.

— Кто может письмо отправить? Будут читать, если только будет подписано, как сейчас говорят, губернатором, или первым секретарём обкома партии. Мы договорились о встрече с Владимиром Николаевичем Базовским. Я пришёл, бумаги и письма подготовлены. Я в первый раз, мне 27 лет, совсем пацан. Вот попал бы я на чиновника другого уровня, бюрократа какого-нибудь, каких сейчас большинство встречается, сказал бы: «Какой корабль в Новгороде?» — рассуждает Варухин.

Базовский же откликнулся и помог. После получения нужных документов корабль пригнали из Таллина в Новгород.

— А юные моряки уже ждали нас. Я никому не сообщал, не до этого было. Нарооодищу на берегу! Байдарки, глиссера носятся с флагами. Думаю: «Неужели это нас встречают? Кто же сообщил-то?», — делится Николай Варухин. — Оказывается, это [Михаил] Суслов, второй человек в Советском Союзе, приехал и орден Ленина вручал Новгородской области. Поэтому был устроен водный праздник. Я подхожу к кремлю, там причал хороший, красивый стоял. Я к этому причалу швартоваться. Прибегают какие-то в костюмах: «Вон отсюда! Ты что?»

Корабль не подпустили ни к одному причалу. Уставшая команда, которая до этого буквально сутками была на ногах, бросила якорь прямо посередине Волхова у городского пляжа. Без выговора потом не обошлось. Сейчас Николай Геннадьевич говорит со смехом: «У меня кругом анекдоты». Первое время он и жил на этом корабле, надо же было как-то его сторожить. С азартом рассказывает, какой раньше в Новгороде был огромный речной порт, сколько в городе было теплоходов, буксиров.

— Здесь столько зарабатывали, столько приносили прибыли. Все дома до Ленинградской улицы, вот за «Интурист» до Звериного монастыря водниками построены, портом. Угольная гавань была, пароходы были, настоящие паровые машины, на угле ходили. Я любил эту воду, пароходы любил с детства.

— А что вы думаете о сегодняшней ситуации с судоходством?

— Не знаю, я ничего не думаю, — и, помолчав, добавляет: — Ну нету его. Меня удивляет, вы представляете, новгородский порт перевозил более пяти миллионов тонн груза в навигацию. А сейчас, по-моему, 300 тысяч тонн песка только вывезли и больше ничего. Песок добывали в озере, во всех реках, вся стройка Новгорода сделана на водницком песке. А сейчас уродуют природу карьерами, и машины дороги разбивают.

Выпускники КЮМа, которые решили связать свою жизнь с морем, сейчас живут в разных уголках мира. Бывшие воспитанники работают в судоходных компаниях Европы, Канады, США, Австралии. С 1967 года в клубе юных моряков обучились более 10 тысяч новгородцев. Если в самом начале КЮМ посещали 150 детей, сейчас — почти 700 человек.

— Ребята всегда были трудолюбивые, дружные. Вот в рейс сходят, несколько лет отзанимаются, они всегда по-другому уже друг к другу относятся. Совсем другой характер. Главное, надо много трудиться здесь. Флотская техника, морская, речная техника, она сложная, — отмечает Варухин.

Сам он теперь ходит в рейсы, когда проходят международные слёты: «Уже возраст всё-таки». До этого сорок лет директор и капитан судна работал без отпуска. Правда, и сейчас «с утра до вечера беготня». 

— Вы посмотрите, сколько у меня всего: четыре здания, причал, набережная, мастерские, спорткомплекс, четыре судна, шлюпки. И это всё ж обеспечить надо. Вон слышите? — за окном раздаётся частый стук. — Это краску отбивают. Там же команды, взрослые люди, им же зарплату надо платить. Они должны судно подготовить. Всё ж своими руками делается, своими силами. Мы тратим бешеные деньги на оборудование.

— Это правда, что в этом году вы чуть не остались без бюджетного финансирования?

— Ну тут неправильно. Финансирование есть, но на следующий год в док надо. Каждое судно раз в пять лет поднимают и ремонтируют подводную часть. На это нам надо двенадцать миллионов рублей. Вот на следующий год этих денег нет.

Тоже из-за нехватки средств у юных моряков пока нет возможности принять участие в международной регате «Baltic Sail». Николай Геннадьевич распечатывает конверт с приглашением, на ярких буклетах океанские парусные корабли: «Лес мачт, какая красота-то». Новгородцев зовут на морской фестиваль в немецкий город Росток, который в следующем году отметит 800-летие. С 9 по 12 августа «Baltic Sail» ожидает более двух сотен классических парусных музейных кораблей со всего мира. В основном, туда приходят взрослые парусные суда, а новгородская «Ильмера» была единственным детским судном, которое являлось участником этой регаты.

 

Смотрите также

Долги на виду 12

Недавно управляющая компания «Вече» решила «пристыдить» неплательщиков и разместила на домах в Новгородском районе баннеры с указанием долгов собственников. Новгородцы называют такие меры беспределом.

Полёт к мечте: ученики школы в «Ивушках» будут конструировать роботов и управлять беспилотниками 16

В новой школе №36 в микрорайоне «Ивушки» созданы специальные лаборатории для проведения исследовательских занятий во внеурочное время. Школьники будут осваивать управление квадрокоптерами, а также учиться собирать роботов. Интернет-портал «Новгород.ру» выяснил, как ученикам это может пригодиться в будущем.

Будущее новгородского туризма 19

Новгородское правительство взялось за развитие туризма. Для продвижения региона в России и за рубежом создан офис «Русь Новгородская», который будет развивать событийный туризм, «координировать культурную и туристическую политику», поставлена цель увеличить количество туристов с 400 до 500 тысяч человек. В интервью «Новгород.ру» директор новой организации Андрей Катаев рассказал, кто вошёл в его команду и что офис сделает в ближайшие месяцы.

Комментарии