Комментариев: 1
+30
Автор: Лена Ваганова
21 октября 2016 года, 14:17

В течение двух лет жители Малой Вишеры боялись спать по ночам. В маленьком городке один за другим загорались жилые дома. Подозреваемых удалось задержать в июне 2015 года. Сейчас дело молодых девушек Надежды Третьяковой и Светланы Кисенко рассматривается в суде. Им предъявлено обвинение только по шести домам, сгорело же больше 14 домов. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался узнать, идёт ли расследование по другим эпизодам, и по какой причине в Малой Вишере могли происходить массовые поджоги.

Несмотря на то, что улица Красноармейская располагается практически в центре Малой Вишеры, рядом с железнодорожной станцией, уклад жизни здесь скорее дачно-деревенский. Люди живут в деревянных многоквартирных домах, каждая квартира имеет отдельный выход на улицу. У каждого хозяина свой небольшой огород. Один из июньских дней 2015 года местные проводили на грядках, пока не появились мужчины в штатском. Они увели с собой Надежду Третьякову. Через несколько дней соседи узнали, что девушку подозревают в серии поджогов.

— У нас был полный шок.<...> Тётя моя копала на огороде, я там что-то полола, Надька там в шортах что-то полола. И вдруг приезжают мужчины, в смысле не в форме, в штатском, а мы такие смотрим, что случилось? И её уводят, — рассказывает соседка Надежды.

19 июня заключили под стражу подругу Надежды Светлану Кисенко. Девушек обвинили в краже мебели, а также в поджогах. Надежда Третьякова обвиняется в поджогах шести домов, по версии следствия, два из них она совершала в компании подруги Светланы Кисенко.

Хроника событий

С 2013 по 2015 год в Малой Вишере сгорело больше 14 домов. Самый резонансный случай произошёл 15 сентября 2014 года, в ночь сразу после выборов. Тогда с четырёх до пяти часов утра загорелись сразу пять домов. Сообщения о возгорании поступали в МЧС с разницей во времени 15-30 минут.

Это утро хорошо запомнили жители улицы Красноармейская, так как всё вокруг было застелено плотной дымкой.

— Я помню, что в то время, когда много домов горело, я была на больничном. У нас номерок был как-то рано к врачу. То ли часов на 8, то ли на пол 9-го. И мне надо было что-то у неё [Надежды Третьяковой — прим. ред.] спросить, или что-то отдать. Она была сонная. Целую ночь, видно по всему, человек спал, — вспоминает соседка Надежды Третьяковой.

Мать Светланы Кисенко Валентина Иванова также утверждает, что в эту ночь все обитатели её дома спали. Участие девушек в этом эпизоде не доказано и следствием, в обвинительном заключении адресов домов, сгоревших 15 сентября 2014 года, нет.

Погорельцев переселили в задние бывшей коррекционной школы, но и оно сгорело 29 сентября 2014 года. После этого случая местные жители забили тревогу.

Здание бывшей коррекционной школы сгорело 29 сентября 2014 года.

Здание бывшей коррекционной школы, куда засели погорельцев после пожаров 15 сентября 2014 года

3 октября погорельцы перекрыли дорогу губернатору Новгородской области Сергею Митину. Люди ждали главу региона с плакатом, иконой и просьбой о помощи. 20 ноября пострадавшие от пожаров провели одиночные пикеты перед зданием регионального правительства в Великом Новгороде. Они требовали предоставить им временное жильё, а также найти виновного в поджогах.

Пожары вспыхнули с новой силой в 2015 году. В феврале сгорел дом на ул. Коммунистическая, в мае сгорели дома на ул. Красноармейская, Заводской домострой, Революции.

4 июня 2015 года погорельцы снова вышли на пикет с требованием предоставить им новое жильё. Многие из пострадавших отказывались жить в так называемом маневренном фонде, который предлагала администрация, так как это старые нежилые дома. Через четыре дня после пикета была задержана Надежда Третьякова.

Вопросы к следствию

Интернет-порталу «Новгород.ру» сообщили в региональном управлении МЧС, что изначально пять домов, сгоревших 15 сентября 2014 года, не рассматривались правоохранительными органами как один эпизод, а были выделены в отдельные производства. По фактам пожаров по адресам: Пушкинская 29, Коммунистическая 19 и Революции 5а возбудили уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч.2 ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». В пресс-службе полиции сообщили, что расследование данного уголовного дела приостановлено в связи с тем, что не найдены подозреваемые.

На пожаре в доме № 14 на ул. Железнодорожный домострой погибла женщина. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Расследование данного уголовного дела несколько раз приостанавливали из-за отсутствия подозреваемых. И последний пожар в ту ночь произошёл в 45-м доме на ул. Московская. В этом случае было отказано в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления.

После того как уголовные дела были переданы в Следственный комитет, их всё же объединили в одно производство.

— Следствием получены заключения пожаротехнических судебных экспертиз, согласно которым в пяти случаях причину пожара установить не представилось возможным. <...> Ряд признаков, а именно, то, что возгорание однотипных объектов происходило с интенсивным развитием горения в короткий промежуток времени, в одну ночь, а также, по показаниям очевидцев, возгорание начиналось не в квартирах, а в местах общего пользования — в коридорах, указывают на совершение серии поджогов, — прокомментировали в Следственном комитете.

Надежда Третьякова и Светлана Кисенко в суде

В ходе расследования уголовного дела следователи отрабатывали несколько версий. В качестве подозреваемого рассматривался психически нездоровый человек. Но его причастность к произошедшему не подтвердилась. Также была версия и о том, что с помощью пожаров кто-то освобождает землю под застройку. Согласно информации, полученной интернет-порталом «Новгород.ру» из Росреестра и из администрации Маловишерского района, данные земельные участки не продавались. По ещё одной из версий, дома поджигали те, кто хотел вместо своего старого жилья получить новые квартиры.

Также в Следственном комитете сообщили, что задержанные Светлана Кисенко и Надежда Третьякова сначала признались в поджогах домов, совершённых 15 сентября 2014 года. В отношении девушек возбудили уголовное дело. Но позже они заявили, что оговорили себя под давлением сотрудников полиции. В ходе предварительного следствия их причастность к совершению поджогов данных домов и, в частности, дома № 14 по ул. Железнодорожный домострой не подтвердилась. Было установлено, что девушки оговорили себя и в действительности данного преступления не совершали. Виновные в данных преступлениях до сих пор не установлены, расследование уголовного дела продолжается.

На наш взгляд сложившаяся ситуация неоднозначна и вызывает много вопросов, которые мы надеемся, будут разрешены судом.

Так в обвинительном заключении указано, что Надежда Третьякова 13 мая 2015 года в период с 16:00 до 21:00 подожгла, а потом сама потушила огонь в доме № 10 на ул. Красноармейская.

Муж Светланы Кисенко отказался давать показания в суде против жены. В ходе процесса были зачитаны его показания, данные во время следствия. По словам Андрея Кисенко, о попытке поджога дома № 10 он узнал от жены. Светлана Кисенко рассказала мужу, что Третьякову в момент попытки поджога застала женщина по имени Варя. Варя увидела, что в щели между досками в обшивке здания засунута горящая туалетная бумага. По словам Кисенко, Третьякова в это время стояла рядом. Варя уговорила её потушить обшивку дома.

В ответе МЧС, полученном интернет-порталом «Новгород.ру», сообщается, что в этот день в Малой Вишере не зарегистрировано возгораний. То есть факт покушения на поджог документально не зафиксирован. В прокуратуре Новгородской области отметили, что факт покушения на поджог не фиксируется, и если он внесён в обвинительное заключение, значит есть доказательства.

 

Версия про аварийное жильё

Среди самих маловишерцев ходят слухи о том, что дома поджигали те, кто хотел получить новое жильё. Ведь в городе много старой деревянной застройки, её никто не торопится признавать аварийной.

Улица Красноармейская одной из первых застраивалась в Малой Вишере. В 19 веке здесь жили рабочие железной дороги. На сайте государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства сообщается, что дома № 14, 16, 18, 20, 22 на ул. Красноармейская построены в 1840-1870 годах. При этом год постройки сгоревшего 10-го дома — 1968, а 13-го — 1940. Кроме того, на аэроснимке Малой Вишеры, сделанном в декабре 1941 года, можно увидеть сгоревший в 2014 году 19 дом на ул. Коммунистическая, который, по сведениям администрации, был построен только в 1956 году.

Дом № 8 на ул. Красноармейская не пострадал от пожаров. Жильцы, проживающие в нём, имеют технический паспорт, в котором отсутствует графа «дата постройки». Но в документе указано, что износ дома зафиксирован в 1858 году. По информации, опубликованной на сайте государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, восьмой дом построен был сто лет спустя, то есть в 1958 году. Местные уверяют, что и соседний 10-й дом появился раньше, чем наступил 1968 год.

Технический паспорт жильцов дома №8 на ул.Красноармейская

— Мы данные ставили по техпаспорту. Возможно, там был какой-то капитальный ремонт, — объясняет заведующая отделом коммунально-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Маловишерского района Татьяна Пашкова.

— Когда они делали капитальный ремонт, то ставили эту дату и отсюда шли дальше, — комментирует глава района Николай Маслов.

Именно с ул. Красноармейской были проблемы в признании жилья аварийным. Здесь расположены в основном дома блочной застройки, то есть без мест общего пользования. Как утверждают представители местной власти, такие дома не подходят под федеральную программу по переселению из ветхого аварийного жилья. Поэтому дома, которые строились ещё в конце 19 века, до сих пор не признаны аварийными.

— То, что аварийный фонд достаточно большой, сказать нельзя. Если задаться вопросом, сколько домов в Малой Вишере деревянных и старых, то мы можем сказать — порядка 80-ти, которые возможно признать аварийными и ветхими, — комментирует ситуацию Николай Маслов.

Одна из улиц в Малой Вишере

Как отмечает Татьяна Пашкова, с 2010 года 53 ветхих дома расселено в Малой и Большой Вишере. Кроме того, район досрочно закончит реализацию программы по переселению людей из аварийного жилья, то есть все дома, попавшие в программу, будут расселены. Только программа не покрывает потребности района. Люди продолжают жить в старых деревянных домах.

Не конец истории

Соседка Надежды Третьяковой не верит в то, что девушка могла поджигать дома. Она вспоминает, что 30 апреля 2015 года у дома загорелся горбыль. Они с Надеждой его тушили и видели мужчину в чёрном. Написали заявление в полицию, в органах после проверки отказали в возбуждении уголовного дела. Сейчас Надежда регулярно пишет своей бабушке, которая воспитывала её с малых лет.

— Бабулечка, ты самый для меня дорогой человек, прости меня свою непутёвую внучку. Из-за своей дурости и доверчивости влезла в такое дерьмо. И как всегда осталась крайняя и одна во всём виновата. Но не чего я справлюсь со всеми испытаниями. Главное чтоб у тебя всё было хорошо и у деточек тоже, — пишет в письме бабушке Надежда Третьякова.

Письмо Надежды Третьяковой своей бабушке

В защиту второй подсудимой Светланы Кисенко выступает её мать Валентина Иванова.

— Мне кажется, есть третий человек. Не могу сказать, кто этот человек, потому что так это бы не делалось, — говорит Валентина Иванова.

За два года в Малой Вишере сгорело больше 14 домов. Количество пожаров говорит о том, что это не несчастные случаи. Не хочется думать, что уголовное дело в отношении Кисенко и Третьяковой возбуждено на скорую руку. И может быть это всего лишь совпадение, что девушек задержали именно после митинга в Малой Вишере, а ведь пожары происходили уже два года. До сих пор неизвестна причина возгорания пяти домов 14 сентября 2015 года. Остаётся без ответа и вопрос: существуют ли заказчики у преступлений и каковы их мотивы?

***

Расследование проведено при поддержке проекта SCOOP Russia — проекта Датской ассоциации журналистов-расследователей.

Смотрите также

Ловить или запрещать? (7)

В течение двух лет рыбаки-любители говорят о том, что на озере Ильмень необходимо запретить промысловый лов рыбы во время нереста. Они устраивают пикеты, но власти не спешат их слушать и в очередной раз отчитываются рекордами в области хорошего улова. Интернет-портал «Новгород.ру» попытался разобраться в риторическом вопросе: ловить или запрещать?

Дети в интернете: О чём стоит беспокоиться родителям?

«Новая газета» опубликовала статью «Группы смерти», в которой автор Галина Мурсаливаева рассказывает о сообществах в социальных сетях, где подростков якобы доводят до суицида. За три дня число просмотров материала превысило полтора миллиона. Текст вызвал широкий резонанс и поставил в замешательство многих родителей. Интернет-портал «Новгород.ру» поговорил с психологом, психотерапевтом Альфиёй Пановой о том, стоит ли родителям контролировать переписку детей в интернете.

«Коридор бессмертия»: кино о силе человеческого духа

С февраля 1943-го по март 1944-го года каждую ночь от станции Шлиссельбург отправлялось по 30 поездов с провизией и боеприпасами в блокадный Ленинград. Дорога регулярно подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу, из-за чего получила название «коридор смерти». О людях, работавших на этой железнодорожной магистрали, расскажет новый фильм, съёмки которого проходили в Новгородской области.

Ёлки из добрых рук

Интернет-портал «Новгород.ру» отправился в Новгородский район, чтобы посмотреть, откуда приезжают в город лесные красавицы.

«Рейдерский захват»: Кто борется за имущество «Облпотребсоюза»? (2)

Районная потребкооперация на Новгородчине продолжает разрушаться. Если система перестанет существовать, то в первую очередь пострадают жители новгородской глубинки, у которых единственная возможность получения продуктов — это автолавки. Сейчас уже более 100 магазинов райпо в регионе закрыто. Председатель совета «Новоблпотребсоюза» Олег Петрищев рассказал интернет-порталу «Новгород.ру» о финансовом положении потребкооперации, недавнем «рейдерском захвате» и том, как он видит дальнейшее развитие ситуации.

Путешествие в параллельный мир: Что мешает Великому Новгороду создать доступную среду для инвалидов

Как часто вы видите на улице людей в инвалидных колясках? Практически никогда. Если им даже удаётся выйти из подъезда, смогут ли они самостоятельно прогуляться по своему району? Вряд ли. Сами люди с ограниченными возможностями говорят, что комфортнее всего по нашему городу передвигаться на машине.

Авторские колонки

Комментарии