Комментариев: 5
+30
Автор: Татьяна Алексеева
7 января 2015 года, 13:20

В посёлке Крестцы Новгородской области уже десять лет работает предприятие «Шаг за шагом», которое занимается производством ёлочных игрушек. Со всей области и из разных городов сюда приезжают за новогодними украшениями ручной работы. Местные мастера из простого стекла творят настоящие чудеса и делают каждую игрушку уникальной.

Директор предприятия Зинаида Джунь рассказывает, что идея о создании производства появилась случайно.

— Я родом с Украины, у нас аналогичное предприятие в нашем посёлке. Меня подруги на это дело завлекли. Они приехали и говорят: «Ты бы сделала такое производство здесь, в России». Как-то мы об этом в январе поговорили, а в феврале начала собирать документы, все организовывать, в октябре мы уже первую игрушку дали. Потом всё само собой: искала сбыт, учили стеклодувов, учили художников, — вспоминает Зинаида.

Весь товар уходит в Москву, в крупные сети: «Метрика», «Ашан», «Перекрёсток». На Северо-Западе у крестецкого предприятия конкурентов нет, клиенты приезжают из Тулы, Краснодара, Ставрополя. Зачастую и новгородцы могут купить крестецкие игрушки только на самом предприятии. К сожалению, редко выпадает возможность увидеть ёлочные шары из Крестец в Великом Новгороде даже на новогодних ярмарках.

Два года назад за один месяц в Крестцах производилось порядка 30-40 тысяч ёлочных шаров, сейчас объёмы значительно снизились. Однако продукцию по-прежнему забирают каждый месяц, это не сезонная работа. Перед новым годом игрушки делают только на продажу тем, кто приезжает посмотреть производство.

Хрупкая работа

Создание ёлочной игрушки начинается в бывшей котельной. Здесь занимаются выдувкой из стекла. Повсюду коробки: с уже готовыми шарами, со стеклотрубками, из которых делают игрушки.

В помещении три рабочих места, но в этот день работает только Андрей Лотник. Он разогревает стеклотрубку на газовой горелке, оттягивает один край (или «ус», как говорит мастер), чтобы потом выдуть из него шарик. Когда «ус» оттягивают, край стеклотрубки получается запаянным, его отбивают о стенку стоящего рядом ведра, чтобы было отверстие для выдувки следующего шара.

— Потом осколки выбрасываются, потому как не принимается пока это вторсырьё. Возможно, где-то и принимается, но стоит копеечки, отвезти будет дороже стоить, — говорит мне Андрей Лотник.

Стеклодув равномерно разогревает трубку. Стекло краснеет, приплясывает в огне. Плавится, наверное, за минуту, ведь температура больше тысячи градусов. 

— Суть заключается в том, чтобы оно не упало. Рукой надо лавировать, в этом сложность. Нужно равномерно разогреть, потому что если один бок лучше разогреть, другой — хуже, то шар получится однобоким, не таким ровным. Там, где больше выдуто, быстрее разобьется. Чем он более круглый и ровный, тем он крепче. При выдувке нужно поймать серединку, чтобы она никуда не уплыла, если вбок — шар опять же получается более хрупким, — объясняет Андрей.

Шар выдувается на глаз, но диаметр каждого проверяется в специальной форме. «Можно чуть-чуть не угадать. Допуск миллиметр дается», — говорит стеклодув. Брак был только поначалу: чем опытнее работник, тем меньше бракованных шаров.

— Сколько шаров в день вы можете сделать?

— Чем меньше шарик, тем большее количество получается. Если диаметр 60 миллиметров, то 300 штук, если 120, то 150 штук.

Для выдувки есть также и специальные формы, чтобы изготавливать игрушки-фигурки, например, в виде сердца. Или в этом году изготавливались игрушки в форме овечек. Но, по словам руководства, чтобы производить формовочные игрушки, нужно специальное оборудование, иначе будет маленький объем продукции.

Окунка

От стеклодувов коробки с шарами поступают в следующий цех для покраски. Или, как говорят здесь, окунки:  шары окунают в большие ведра с краской.

Этим занимается отец директора производства Альберт Васильевич Сапян.

— Иногда работаем вдвоем. За смену три тысячи это так, свободненько окунаем. А если диаметром поменьше, например, 60 миллиметров, то где-то до пяти тысяч. Но это вдвоем, если один — где-то тысячу пятьсот, — делится Альберт Васильевич.

Работниками фабрики были сделаны специальные металлические «барабаны», где сохнут будущие игрушки. «Берем за хвостик, — так Альберт Васильевич называет «ус». — И переворачиваем. Главное, чтобы шары не соприкоснулись друг с другом».

В краску окунают сразу несколько шаров. В зависимости от диаметра шара берут по три или пять штук в руки одновременно. В «барабан» их помещается больше сотни, и краска сохнет от 10 до 40 минут. «По-честному скажу, это вредное производство», — признает Альберт Васильевич.

Раньше на предприятии применялось серебрение шара: он становился, как зеркало. Но так как материалы привозили из-за границы, сейчас от этого пришлось отказаться. 

Новый год круглый год

Самый большой «штат» на производстве — это художники. Ёлочные шары расписывают около 12 человек, некоторые работают с основания «Шаг за шагом».

Чтобы рисунки были одинакового размера, основные черты наносятся по шаблону. Остальное расписывают от руки, поэтому каждый шар и получается уникальным. Сначала на партию игрушек наносится одна краска, например, прорисовывается определенная деталь, затем, когда краска высохнет, рисуют следующий элемент.

— А что самое сложное в вашей работе?

— Обводка, — отвечает Любовь Смирнова. — Обводкой или можно все исправить, или все испортить. Если что-то мазнула не так, потом обводочкой — раз — и исправила.

После того, как художники обведут все детали, они посыпают игрушки блёстками. Ими покрыто всё вокруг, переливаются столы и стулья, даже моя одежда быстро покрылась блёстками.

— У нас дома шариков обычно не бывает, все раздаривается друзьям, знакомым. Сапожник без сапог. Но работа весёлая, новый год круглый год у нас, — шутят художницы.

Сюжеты для рисунков самые разные, заглядываю в коробки: зимние пейзажи, козы и овечки, питерские мосты, герои советских мультфильмов. Мне показывают крупный шар, который заказали в подарок охотнику, — красивая работа. Часто художники рисуют на игрушках и логотипы разных фирм и компаний.

— Чтобы расписывать шары, нужно специальное образование?

— Нет. Учиться заново легче, чем переучиваться, — уверяет Татьяна Веселова.

— На листочке бумажки я ничего не нарисую, не умею, — говорит Юлия Бидусенко.

— А в чём отличие?

— Поверхность шара гладкая и круглая, накладывание краски совершенно другое. Она как заливается, — объясняет Татьяна.

Художницы считают, что главное любить рисовать.

— То есть не надоедает этот новый год круглый год?

— Знаете, надоедает, когда большое количество одного и того же сюжета рисуешь. А когда они сменяются, так через тысячу, через две, уже полегче. Все равно каждый шарик разный. Его одинаково не нарисуешь. Даже по шаблону все равно не получатся одинаковые.

Попробовать себя в роли художников могут и дети, которые приезжают посмотреть производство. С ноября для них организуют экскурсии и мастер-классы, где ребятишки сами расписывают стеклянные шары. Школьники выстраиваются в очередь, чтобы художники ещё и подписали для них игрушки.

Внутрь забегает мальчик: «Кто замёрз, можете идти в автобус». В помещении и правда холодно. Дети не раздеваются, на мастер-классе некоторые рисуют в шапках.

— У нас раньше было нормальное здание, потом его забрали, — рассказывает Зинаида Джунь. — Два года пытаемся выжить, администрация нам никаким образом помочь не хочет, ни до кого не достучаться. Не знаю, назло всем, что ли, решили эти экскурсии отбомбить. У нас очень много детей было, экскурсий, может быть, сорок. Мне обидно: у нас есть предприятие, мы готовы людям нормальные услуги дать, но мы не можем этого сделать, вот оно (директор обводит рукой, показывая мне бывшую прачечную), вот она реальная жизнь. Детям интересно, но им же здесь холодно. Возможно, они не обращают внимания, но это же совсем не то.

Похоже, дети действительно не обращают внимания на обстановку. Они с интересом рассматривают и выбирают игрушки, с увлечением сами расписывают шары. В мастер-классе участвуют и взрослые, ведь у многих ещё в детстве была мечта побывать на фабрике ёлочных игрушек. 

Смотрите также

Парковка на газоне: хамство или отсутствие альтернативы? (15)

Недовольство новгородцев по поводу парковки на газонах растёт. Чаще всего, выходя из дома, горожане видят двор, заставленный машинами. Зелёные зоны сокращаются или превращаются в грязное месиво, родителям негде погулять с детьми. К этой проблеме относятся по-разному: одни считают парковку на газоне хамством, другие утверждают, что водители вынуждены парковаться в зеленой зоне, так как других вариантов нет.

Реставрация новгородской культуры (1)

Этим летом во время понижения пола Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили тысячи фрагментов средневековых фресок — первоначальной росписи храма. Новгородские реставраторы говорят, что это не было неожиданным открытием, однако они все равно оказались не готовы к такому объёму работ. Волнение у реставраторов вызывает и современное отношение общества к культуре и к новгородским памятникам.

Кадровые проблемы новгородских больниц: «Врачи уходят на пенсию, а молодежи нет» (1)

В новгородских больницах и поликлиниках не хватает более сотни врачей. Нередко из-за этого новгородцы не могут попасть на прием к нужному специалисту. В чем же причины кадровых проблем новгородской медицины?

Авторские колонки

Комментарии