«РЖАВЫЙ КАТОК»: объявляем номинацию на самые сомнительные достижения по нацпроекту БКД в Новгородской области

11.1K
7
Автор: Алина Щеглова
1 июля 2022 года, 14:34

С начала реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» нам регулярно рассказывают, как же прекрасно у нас будут отремонтированы дороги. Недавно мы увидели, что результат действительно может поразить. Только неприятно.

Мы несколько лет подряд обращаем внимание на то, что творится в дорожной сфере Новгородской области и зачастую получаем комментарии в духе «ну и что, что без конкуренции, зато дороги сделаны». Объясняем, что не так с этим утверждением.

Для начала просьба  

На днях мы своими глазами увидели, насколько всё плохо с реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги», на участке дороги Уторгош — Передольская. И что-то нам подсказывает, что это не исключение, вероятнее всего, таких участков свежеотремонтированных дорог в нашей области много. Скорее всего, они находятся в отдалённых районах, до которых мы ещё не успели доехать. Но по ним наверняка катаетесь вы, наши читатели.

Мы предлагаем присылать нам на почту жалобы на дороги, которые были отремонтированы по нацпроекту, но качество работ оставляет у вас вопросы. Если вы не готовы отправлять материалы под своим именем, всегда можно сделать это анонимно через наш «Чёрный ящик».

Автору самого впечатляющего сообщения мы гарантируем вознаграждение: за первое место 30 тысяч рублей, за второе — 15 тысяч рублей. Назовём этот конкурс самых плохих дорог «Ржавым катком». А пока рассказываем, почему в регионе проваливается реализация главного нацпроекта страны.

Как же так вышло?

По всем макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом. То, что происходит в дорожной сфере Новгородской области с 2017 года, иначе как коррупцией назвать сложно. 

В 2013 году в России приняли закон о госзакупках. Его ввели для нескольких целей:

  • для повышения эффективности и экономности расходования бюджетных средств;
  • для обеспечения гласности и прозрачности госзакупок, получения доступа к информации. Ради этого создали единую информационную систему — сайт госзакупок, где должна выкладываться вся информация о проведённых торгах и заключённых контрактах. Такая система упрощает работу не только пользователям, но и контролирующим органам;
  • для предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Это в идеале. А по итогу всегда можно договориться. Так делается, например, у нас в Новгородской области. Для этого несколько не особенно связанных между собой дорог объединяются в один лот, стоимостью чуть меньше миллиарда, потом разыгрывается аукцион, на который из года в год выходят одни и те же подрядчики, успешно избегая конкуренции. Составление таких лотов не является необходимостью, оно вызвано только желанием заказчика. И, вероятно, в интересах определённых исполнителей.

Самые крупные контракты на ремонт дорог у нас с регионе с 2017 года выигрывают одни и те же подрядчики. Приход иногородних подрядчиков совпал со сменой власти — одновременно в регионе появился новый губернатор Андрей Никитин со своей командой, тогда на должность начальника ГОКУ «Новгородавтодор» был назначен Дмитрий Климов.

Мы уже писали, что по странному стечению обстоятельств, куда бы не был назначен этот чиновник, в тех регионах на дорожных аукционах непременно выигрывал известный нам подрядчик «ДСУ-1», который теперь называется «Союз Автодор» из Иваново. Дмитрий Климов уехал, а подрядчик у нас до сих пор остался.

Вторая компания, которая ремонтирует новгородские дороги по бесконкурентным аукционам — ДЭП №33 или «СМУ-ДонДорстрой». Официально это разные компании, но они имеют аффилированные связи через компанию ООО «Южно-региональный регистратор».

Кроме того, у «СМУ-ДонДорстрой» есть филиал, адрес которого внезапно совпадает с тем, где зарегистрирован тот самый «ДЭП №33» — Владимирская область, Вязниковский район, г. Вязники, ул. Большая Московская, д. 60.

Итак, два подрядчика на все наши новгородские дороги. Оба из удалённых от нас регионов. Один из них — «СМУ-ДонДорстрой» так и не открыл в регионе обособленное подразделение, а это значит, что налоги в местный бюджет он не платит. Это вообще-то также можно считать ущербом.

Два подрядчика и никакой конкуренции между ними: из года в год они весьма удачно избегали участия в одних торгах. Впервые они повстречались на торгах в прошлом году, экономия достигла немыслимых 0,5%, а до этого с 2017 года аккуратно выходили каждый на свой аукцион, не пересекаясь. 

Как вообще можно годами угадывать, на какие торги выйдут твои конкуренты, а на какие не станут подаваться? Ответ очень прост — никак. Вероятнее всего, они просто договорились, что незаконно и противоречит вообще самой идее закона о госзакупках.

Всё для своих

Конкурентные торги — это экономия бюджетных средств. В дорожной сфере она, по заявлениям специалистов, может достигать 30%. Даже если взять не 30%, а, допустим, 15%, которые можно было бы сэкономить на миллиардных торгах, то общая сумма достигла бы 2,37 млрд рублей. Эти деньги тоже можно было бы потратить на ремонт дорог, но они растворились в кошельках наших удачливых подрядчиков.

Помимо бесконкурентных аукционов, иногородние подрядчики по какой-то неизвестной нам причине (но мы вообще-то можем об этих причинах догадываться) получают дополнительные привилегии. Например, гарантийный срок у региональных дорог составляет четыре года, когда дороги, которые ремонтируют по нацпроекту в Великом Новгороде, должны простоять в прекрасном состоянии не меньше пяти лет. 

Контракты составляются, видимо, практически на коленках, для большинства дорог в регионе не были разработаны проекты организации дорожного движения. Это важная бумажка, она должна учитывать очень много разных факторов: площадь дороги, транспортную значимость, количество жителей в динамике за последние пять лет, топографические данные — наличие спусков, подъёмов, уклонов на дорогах, климатические условия, экологические данные, технические элементы дорог — покрытие, ширина, наличие разметки, существование дорожных обходов, численность автомобилей, соотношение автотранспорта и жителей, интенсивность движения, перечень технических средств и их размещение на дороге. 

Без проекта организации дорожного движения вообще-то нельзя их ремонтировать потому что на его основе принимаются решения о том, как должна эксплуатироваться дорога и какие средства безопасности нужно на ней применять — светофоры, разметка, барьерные ограждения — вот это вот всё. Но в Новгородской области легко пренебрегли федеральным законодательством.

Более того, заказчик — ГОКУ «Новгородавтодор» — настолько лоялен к исполнителю, что готов отказаться от собственных прав, в частности, от банковской гарантии, которая упрощает получение средств на переделывание недобросовестно выполненной работы. Мы выяснили, что как минимум в двух контрактах начальник «Новгородавтодора» Константин Куранов добровольно отказался от такой гарантии, причём одна из дорог, которую в прошлом году отремонтировали, уже пришла в негодность. Сейчас там, по словам очевидцев, работают сотрудники правоохранительных органов.

И это в целом весьма предсказуемые последствия. Там, где есть коррупция, результат работы значения не имеет, у подрядчиков другая цель — получить как можно больше денег и выполнить как можно меньше работы, сэкономить на материалах, не платить налоги, вывести НДС

Всё это непременные спутники коррупции. И, разумеется, это всё приводит к понятному итогу — дороги не станут безопасными и качественными. Или станут, но очень ненадолго.

Смотрите также

Привилегии во всём: некоторые подрядчики получают лучшие условия в ущерб заказчику 2

В Новгородской области есть особое отношение заказчика к подрядчику. Это просто какое-то премиум обслуживание, при котором подрядчику предоставляются все мыслимые и немыслимые привилегии. Конечно же речь о дорожной сфере и контрактах на ремонт дорог.

Новгородская область на ПМЭФ-2022: серая неясыть и аренда вешалок, дверей и холодильника 13

Сегодня, 15 июня, в Санкт-Петербурге начал свою работу Петербургский международный экономический форум. Разбираемся, что он принесёт Новгородской области и сколько мы уже заплатили за участие в этом мероприятии.

Минздрав Новгородской области: покупка систем мониторинга глюкозы для детей с диабетом скажется на благоустройстве территорий 6

В Новгородской области родители детей с диагностированным инсулинозависимым сахарным диабетом I типа написали коллективное обращение к представителям власти. Они пожаловались на отсутствие обеспечения детей системой непрерывного мониторинга глюкозы.

Комментарии