Банкротный кубик Рубика: почему в Новгородской области одни и те же компании оказываются кредиторами для неудачливых организаций

2.9K
2
Автор: Алина Щеглова
31 января 2022 года, 21:34

Банкротные дела сродни детективам с предсказуемым и примитивным сюжетом. Правда, не всегда виноват оказывается дворецкий. Зато есть интрига — суду необходимо разобраться в мотивах и связях каждого кредитора, чтобы узнать, действительно ли был долг или сделка была совершена только ради того, чтобы вывести оставшиеся активы банкрота.

Банкротство Трэксервиса

Нас заинтересовал процесс несостоятельности компании «Трэксервис», которая за несколько лет успешно освоила около миллиарда бюджетных средств, а потом внезапно оказалась всем должна. Мы уже начинали писать о том, что выяснила налоговая по результатам проверки, предположили, кому может быть выгодно такое внезапное банкротство компании, которая только недавно вышла на новгородский рынок и при этом без проблем получала весьма крупные госконтракты.

В компании «Трэксервис» успешно вывели активы — строительную технику на 35 млн рублей, уклонились от уплаты налогов в 15 млн рублей, подделывали подписи директора. Её фактические руководители строили схемы с разными подрядчиками: для отчётности заказчику предъявлялись контракты с одними контрагентами, а в налоговую — совершенно другие. 

Например, при завершении реконструкции улицы Псковская номинальный директор Андрей Соколов узнал, что без согласования с ним фактическое руководство «Трэксервиса» оплатило с расчётного счёта фиктивные услуги по разработке исполнительной документации по контракту «левой» фирме из Крыма. А на самом деле документацию делали его сотрудники в соседнем кабинете. 

Этого не могли не знать должностные лица «Управления капитального строительства», которые эту самую документацию подписывают. Оставим это на совести тех самых должностных лиц и правоохранительных органов, которые оказались не слишком внимательны к таким правонарушениям.

Наличие настоящих и фиктивных подрядчиков наводит на мысль, что со вторыми были  специфические договорённости. Самый главный вывод, который можно сделать из этой информации, — компания «Трэксервис» вела двойную жизнь и совершенно спокойно имела дело с недобросовестными подрядчиками. Ну, или если строго следовать законам формальной логики, вывод звучит так: не все контрагенты, с которыми сотрудничала компания «Трэксервис», являются добросовестными. Некоторые не против взять деньги за то, чего не делали и делать не собирались. 

Вернёмся к банкротному процессу. Вот известен случай компании из Крыма. Ясно, что такой кредитор фальшивый, а оплаченное ему подлежит возврату. В этом разобраться сложно. Поэтому неподъёмной можно назвать стоящую перед судьёй задачу в этом детективе — выявить, кто из контрагентов был добросовестным и заслуживает того, чтобы ему заплатили, а кто просто нарисовал услугу на бумаге и теперь рассчитывает выманить у должника оставшиеся активы, разумеется, в интересах конечных бенефициаров этого самого банкрота. Как мы знаем, у «Трэксервиса» была насыщенная двойная жизнь: двойная документация и двойное управление — номинальный директор и теневое руководство.

Банкротство Инвест-Капитала

О том, как идёт процесс банкротства «Трэксервиса» мы уже начинали писать и обязательно продолжим, какие там есть аффилированные компании и на что они претендуют, мы ещё напишем. А сейчас нас заинтересовало другое банкротное дело, в котором принимают участие уже немного знакомые нам лица. 

Банкротится ООО «Инвест-Капитал». Эта компания была создана в конце 2014 года, учредителями стали Алексей Пахомов и Владимир Орлов. Эти фамилии мы ещё потом встретим несколько раз. Они, к примеру, связаны с организациями «Алголь», «Стройтехника» и «Паритет» — мы видели эти компании в банкротном деле «Трэксервиса».

В самих по себе связях между организациями ничего плохого обычно нет. Плохо, когда такая паутина используется для различных не особенно честных способов заработка или уклонения от уплаты налогов.

Основным видом деятельности компании «Инвест-Капитал» являлась оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. 

Кредиторами выступают среди прочих участников ООО «Перспектива» и ООО «Стройтехника». Сумма требований «Перспективы» составила чуть более 6 млн рублей, «Стройтехника» претендует на сумму чуть меньше 1 млн рублей. 

Интересно то, что представителем ООО «Перспектива» в банкротном деле «Инвест-Капитала» выступал сотрудник знакомого нам «Трэксервиса» по фамилии Михайлов. По другим документам выяснилось, что ещё один сотрудник «Трэксервиса» с фамилией Погодин по доверенности представлял интересы «Стройтехники» при регистрации транспортного средства в ГИБДД.

«Перспектива» требует 6,9 млн рублей и в банкротном деле «Трэксервиса», как же так вышло, что от этой же компании по судам ходит сотрудник должника? Вероятно, потому что организации имеют тесные связи и, наверняка, некоторые общие интересы.

Про компанию «Перспектива» мы ещё напишем отдельно, эта организация и связанные с ней компании заслуживают отдельной публикации.

Формально «Трэксервис» ничем не связан ни с «Перспективой», ни со «Стройтехникой». Но, почему-то получается, что «Трэксервис» обладает насколько ценными кадрами, что организации встают в очередь, чтобы эти сотрудники представляли их интересы при различных сделках. 

Если вдруг показалось, что вы потерялись среди фамилий и компаний, как между героями Маркеса в книге «Сто лет одиночества», то вам не показалось. Именно для этого разрабатывают такие схемы: все связи между компаниями должны быть неочевидными. Нет причин и заинтересованных лиц для того, чтобы объединять материалы разных судебных дел, чтобы пресечь такую практику. Это понимают организаторы схем, сильно не прячутся и, вероятно, продолжат вести свой бизнес в таком стиле.

Что общего у компаний и почему такое вообще происходит

Двойную документацию и странное распоряжение своими сотрудниками мы уже наблюдали в решении налоговой проверки в отношении компании «Трэксервис». Тогда выяснилось, что все работы выполняет своими силами основной подрядчик — тот самый «Трэксервис» — а в бухгалтерии появляются различные договоры оказания услуг. Ну вот, например, зачем организации нанимать технику, если она у неё и самой имеется в наличии? А никто и не собирался нанимать, просто это такой незатейливый, но при этом незаконный, способ получения налоговой выгоды.

Таким же образом фиктивные договоры легко использовать в банкротных делах — несостоятельность компании можно использовать для вывода оставшихся активов. Иногда между банкротом и кредитором существует договорённость: на бумаге будет нарисовано какое-нибудь финансовое обязательство, будь то займ или аренда, средства вроде как действительно были перечислены, но при этом была ли действительно необходимость в этих обязательствах — тут ещё надо разобраться. 

А если окружить себя несколькими такими компаниями, то можно довольно успешно управлять банкротными процессами и оставить без оплаты честных контрагентов, выжать из оставшихся активов всё до последней капли и разделить образовавшуюся прибыль между участниками схемы. Долг может быть нарисованным, но деньги, которые достанутся кредиторам после всех судебных процедур, вполне себе настоящие.

К примеру, компания «Трэксервис» арендовала у другой организации автомобиль ВАЗ-2104. Неужели у строительной фирмы, которая занимается миллионными государственными контрактами на самом деле возникла острая необходимость в аренде такого вида транспорта? Ещё можно было бы понять, если бы в аренду взяли настоящую легенду советского автопрома — да мы про знаменитую «копейку» — но четвёрка всё же вызывает некоторые сомнения.

При этом другие кредиторы, которые поставляли стройматериалы — битум или асфальт — вынуждены доказывать, что они на самом деле достойны того, чтобы им заплатили за выполненные обязательства. По фиктивному асфальту, если уж на то пошло, довольно сложно было пройтись на той же улице Псковская.

Такие схемы выкачивания денег не только из бюджета, но и из карманов контрагентов весьма печально сказывается на общем состоянии экономики региона. Такие махинации должны не только пресекаться в ходе судебных разбирательств, но и быть предметом пристального внимания правоохранительных органов.

Смотрите также

За секунду до катастрофы: как заканчивались ремонт улицы Псковская и жизнь компании «Трэксервис» 13

Кажется, что те самые пугающие 90-е и «новгородское Чикаго» уже ушли в прошлое и сейчас на экономические процессы в нашем регионе влияют совершенно другие вещи. Но если копнуть немного глубже, выясняется, что мы остались на том же месте, просто его немного приукрасили гирляндами, чтобы казалось чуть более безопасно и не так тоскливо.

Бюджету деньги не нужны. Правоохранительные органы спокойны. Опять финансовые схемы дорожников 1

Мы не устаём напоминать, что Новгородская область — по определению дотационный регион с дефицитным бюджетом. В прошлом году «Новгород.ру» нашёл несколько сот миллионов рублей для бюджета области, но в итоге всё осталось неизменным.

Почему дороги в Новгородской области не будут убраны хорошо 13

Как всегда в наших краях, зима, хоть и была близко, но пришла совершенно неожиданно. Особенно внезапно выпадает снег для дорожных служб. Разбираемся, почему дороги в Новгородской области убирают очень плохо и почему это вряд ли изменится.

Комментарии