Новгородские автобаны. Скорость на миллиард. Часть первая

3.9K
31
Автор: Владимир Тихоньков
24 марта 2021 года, 08:38

В Новгородской области не первый год происходят странности с ремонтом дорог. «Новгород.ру» первый в России пишет о схеме искусственного регулирования доступа к дорожным подрядам.

Немного о регионе

Новгородская область в официальных отчётах и туристических буклетах — уникальный быстроразвивающийся регион с инновационной экономикой, высокотехнологичной медициной, слегка прирастающим каждый год населением, тысячелетней историей развития, научно-технической школой (НТШ) и ошеломительными перспективами. Местные жители с оптимизмом смотрят в будущее, а туристы возвращаются сюда снова и снова. 

А на самом деле мы производим всего 2% российского ВВП или 0,03% мирового ВВП и нас постоянно путают с Нижним Новгородом. Мы смеёмся над такой безграмотностью, и никому в голову не приходит, что Новгородской области для большинства россиян на экономической карте родины не существует. Почему так происходит? Чудовищная неэффективность и изношенность инфраструктуры и, как следствие, невозможность инвестировать в нищий регион с убывающим населением. 

К инфраструктуре, как мы знаем, относится также региональная дорожная сеть. В ноябре прошлого года Новгородская область вошла в число лучших в России по количеству и качеству отремонтированных на её территории усилиями «Новгородавтодора» автобанов. Разбираемся, как на самом деле обстоят дела на местах. Эта публикация — одна из серии материалов, раскрывающих суть нарушений в дорожной отрасти Новгородской области, результатом которой возможно станет возбуждение нескольких уголовных дел.

Скорость на миллиард

С 2018 по 2020 год администрация новгородского губернатора провела торги по дорожному строительству и содержанию региональных автотрасс на 12 млрд рублей. Прошлый — 2020 год — стал известен тем, что вместо запланированных 279 км дорожного полотна отремонтировали 550 км. Цифры впечатляют, но на самом деле на эти деньги можно было отремонтировать дорожную сеть куда в больших масштабах. 

Дело в том, что отсечение «лишних» подрядчиков делает процедуру аукционов неконкурентной и не позволяет экономить бюджетные средства. Хотя, по мнению наших источников в дорожной отрасли, такая экономия может достигать 20-30%. В этом случае это около 4 млрд рублей. Это 2/3 бюджета Великого Новгорода или два бюджета Боровичей.

Каждый из изученных господрядов «Новгородавтодора» — как особенный ребенок. Открываешь документы и видишь, что он деформирован под нужды отдельных людей как новорождённый, которого 20 лет подряд держали, кормили и выращивали в сундуке длиной в метр, а потом выпустили. Вроде бы он жив и криво улыбается, но вокруг все орут от ужаса. Региональная прокуратура и антимонопольщики всё не найдут время присмотреть за процессом дорожного госзаказа. Неужели их устраивает уродливое дитя госзакупок?

В чём суть?

В аукционной документации, выложенной на сайте госзакупок к пятнадцати контрактам, заключённым на ремонт дорог «Новгородавтодором» с подрядчиками в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мы обнаруживаем один и тот же фиктивный календарный график производства работ. Он кочует из контракта в контракт. 

Это настолько универсальный документ, что его публикуют годами: контракты, заключённые в 2020 году, точно так же почему-то сопровождаются календарным графиком на работы по ремонту нескольких новгородских мостов, выполненные ещё в 2017 году. Мы проверили как минимум 15 контрактов — к каждому из них приложили этот график. Ещё раз повторяем. Это один и тот же документ. В разных контрактах. Это значит, что в аукционной документации несколько лет не выкладывается график выполнения работ. Почему?

Тот самый график

Во-первых, предположительно это делается для того, чтобы формально проверяющие контролирующие органы могли закрыть глаза — документ опубликован, а что там именно написано, может, никто и не заметит. Возможно, это делается для робота Федеральной антимонопольной службы, который может просто просмотреть количество опубликованных страниц и проверить наличие графика, но не может проверить его содержание. 

Во-вторых, можно предположить, что таким образом заказчик оставляет за бортом потенциальных подрядчиков-конкурентов, которые могли бы поучаствовать в торгах существенно, на 20-30% снизив цену: начинает он изучать возможность участвовать в соревновании на право ремонтировать наши дороги, натыкается на фиктивный документ и уходит, не получив доступа ко всем материалам. 

И вот вопрос, который хотелось бы задать ФАС, прокуратуре и МВД: интересно, сколько денег мог бы сэкономить наш регион и сколько отремонтировать дорог дополнительно, если б не такие нарушения? И ради кого «Новгородавтодор» идёт на такие откровенные нарушения, видимые невооруженным глазом? Внятный ответ мы услышим лишь в центральных аппаратах этих ведомств. А пока, новгородцы могут только наблюдать за нехитрыми манипуляциями с бюджетными деньгами.

Объясняем, что значит наша находка на языке проверяющих

По российским законам сроки исполнения контракта, в том числе график производства работ — важнейшее условие договора строительного подряда. Без него договор считается незаключённым. Во всяком случае, так считают арбитражные суды. 

График производства работ важен как для заказчика, так и для исполнителя. Это вам скажет любой работник, от инженера или начальника смены до гендиректора. 

Заключён, например, контракт на ремонт дороги протяженностью 200 км на три года. Поди без графика разберись, какой этап работ надо осуществлять в текущий момент. И на каком участке дороги. И как спланировать ресурсы материалов и работников. Всё имеет значение. А настоящего графика в аукционной документации у «Новгородавтодора» нет. Все мы прекрасно понимаем, почему так происходит, и по какой причине проверяющие слепы. 

Смотрите также

«Новгородавтодор» и скоропостижная оплата трёхлетнего контракта по ремонту дорог 15

Государственное областное казённое учреждение «Новгородавтодор» — крупнейший заказчик ремонта и строительства дорог в регионе и лидер освоения средств налогоплательщиков в инфраструктурном строительстве. При этом в этой деятельности не первый год происходит много странного. Общий надзор в прокуратуре отсутствует, следственный комитет нарушений не видит.

Комментарии