«Новгородавтодор» и скоропостижная оплата трёхлетнего контракта по ремонту дорог

3.8K
15
Автор: Владимир Тихоньков
13 января 2021 года, 16:34

Государственное областное казённое учреждение «Новгородавтодор» — крупнейший заказчик ремонта и строительства дорог в регионе и лидер освоения средств налогоплательщиков в инфраструктурном строительстве. При этом в этой деятельности не первый год происходит много странного. Общий надзор в прокуратуре отсутствует, следственный комитет нарушений не видит.

Небольшой правовой ликбез

Согласно российским стандартам, дорожный ремонт — одна из отраслей строительства. Госконтракты, которые заключает «Новгородавтодор» относятся к договорам строительного подряда. Государственный контракт на строительство, предусматривающий расходование бюджетных денег, должен включать в себя условия о сроках начала и окончания подрядных работ, порядке их оплаты, графике выполнения работ. Эти условия являются существенными. 

По закону о контрактной системе, изменение существенных условий договора не допускается. Эта норма закона очень жёсткая, её нарушение влечёт за собой административную и уголовную ответственность. Для чего такая строгость? Сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены на торгах на сайте госзакупок, необходимо, чтобы обеспечить равенство участников размещения заказов и создание условий для свободной конкуренции, использовать средства бюджета эффективно. Запрет должен предотвратить коррупцию и другие злоупотребления по госконтрактам.

Если совсем просто — он нужен, чтобы не воровали и не раздавали контракты под откаты своим. Нельзя обходить закон и сначала назвать одни условия, а затем изменять контрактные обязательства с победителем.

С экономической точки зрения правовая система госконтрактов построена справедливо. Есть такие понятия как экономическое планирование и прогнозы. Если они не оправдываются, контракт необходимо расторгнуть и заключать новый. Опять же, через контрактную систему закупок.

Гротеск для понимания того, что происходит в «Новгородавтодоре»

Представим, что школа заключила госконтракт на питание школьников на девять месяцев стоимостью 9 млн рублей. По миллиону в месяц. Почему? Допустим, так едят школьники.

Внезапно кому-то приходит в голову, что можно накормить школьников на 9 млн рублей за один месяц. Директор даёт распоряжение, поставщик привозит за месяц всю оговорённую контрактом еду, её съедают. Контракт исполнен, но восемь месяцев все сидят без обедов. Это нормально? Нет. Вызовет это возмущение и реакцию прокуратуры? Да, потому что всем очевидно, что нарушены существенные условия контракта. 

Похожая на наши воображаемые обеды ситуация складывается в «Новгородавтодоре», но в Новгородской области этого никого не возмущает. 

Больше конкретики

Предметом нашего внимания стало около десятка контрактов «Новгородавтодора» на ремонт и содержание дорог. Эта публикация — попытка расследования нестандартной миграции федеральных денег через «Новгородавтодор» определённым подрядчикам. 

Почти три года назад, ещё до внедрения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по региональной программе «Совершенствование и содержание дорожного хозяйства Новгородской области на 2014-2022 годы» был размещён аукцион. Предметом работ был ремонт участков автодорог Спасская Полисть — Малая Вишера — Любытино — Боровичи, Боровичи — Коегоща и Волгино — Хвойная в Любытинском и Боровичском районах.

Максимальная стоимость работ составила 911,57 млн рублей. Победителем аукциона стал подрядчик из Иваново — ООО «ДСУ-1». Сэкономить на торгах не удалось ни копейки бюджетных средств. Согласно контракту, эти средства были распределены на три года — на срок действия договора. В 2018 году финансирование составило 98,45 млн рублей, в 2019 — 393,79 млн рублей, в 2020 — 419,32 млн рублей. Срок окончания работ по изначальному контракту был определён на 15 декабря 2020 года.

Скоропостижная оплата

Но всё пошло не так. Фактически взаимные обязательства по оплате и производству работ были исполнены до 31 декабря 2018 года. Десятью соглашениями без проведения конкурентых процедур заказчик и подрядчик изменили графики финансирования, платежей и производства работ. Изменились сроки оплаты и выполнения работ: они внезапно сократились с 35 до 8 месяцев. Последним, десятым по счёту, дополнительным соглашением от 24 декабря 2018 года ГОКУ «Новгородавтодор» и ООО «ДСУ-1» изменили существенные условия контракта.По новым условиям, ГОКУ «Новгородавтодор» профинансировал работы в 2018 году на 912,62 млн рублей с нулевым бюджетом на 2019 и 2020 годы. Таким образом, помимо графика выполнения работ изменилась и стоимость контракта — она увеличилась на 1,05 млн рублей.

Если учесть климатические особенности Новгородской области и срок выполнения работ — это представляется маловероятным для исполнения. А уже 25 декабря 2018 года все финансовые обязательства ГОКУ «Новгородавтодор» перед подрядчиком исполнил.  

Стороны своевольно поменяли размещенные в извещении и проекте госконтракта условия о графике производства работ и графике платежей —  это существенное изменение объёма работ ежегодно и ежемесячно. Ссылка на формальное «контракт выполнен в срок» не работает. Календарный график строительных работ, которыми являются дорожные работы — является важнейшим условием договора.

На электронной странице государственного контракта указано, что договор изменён из-за существенного изменения обстоятельств. Это означает, что обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или заключён на значительно отличающихся условиях. 

Однако всё точно не так: ничто из положения сторон по поводу исполнения контракта не изменилось настолько, что появились законные основания к изменению условий контракта, отличных от тех, что были изложены на торгах. Существенное изменение условий контракта заказчиком в обход конкурентных процедур повлекло изменение сроков выполнения работ, изменение срока оплаты, изменение сроков наступления и окончания гарантии на произведенные работы.

Ссылка на формальное «контракт выполнен в срок» действует успокаивающе только лишь на обывателя. Мало кто из конкурентов ООО «ДСУ-1» отказался бы от возможности освоить 1 млрд рублей за один год вместо трёх. Причинён ли существенный вред бюджету? Это можно выяснить, лишь опросив конкурентов «ДСУ-1». Ответ будет «да», если хоть кто-то из них сообщит, что сделал бы работы дешевле.

Убийство конкуренции

Происходящее в Новгородской области можно считать убийством конкуренции: объект дорожного строительства делается максимально крупным, но не доходящим до миллиарда, чтобы его не контролировал центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы. Ремонты растягиваются по графику производства работ и графику финансирования на три года в аукционной документации, а затем, когда потенциальные конкуренты отваливаются и остается только один нужный, финансирование резко увеличивается на короткий промежуток времени. Работы выполняются, деньги получает нужная компания.

Добавим, компания «ДСУ-1» из Иваново работает на территории региона с 2017 года. В 2019 году эта организация выиграла половину из объявленных аукционов на ремонт дорог по нацпроекту без снижения начальной цены. Стоимость каждого из контрактов, заключённых в 2019 году, составляла в среднем чуть меньше миллиарда рублей. 

В 2020 году организация была переименована в «Союз Автодор» и под этим названием продолжает участвовать в аукционах, которые выставляет ГОКУ «Новгородавтодор». За последние два года она заключила контракты с «Новгородавтодором» на общую сумму почти 7 млрд рублей.

В конце прошлого года в Иваново прошли обыски в офисе компании «Дормострой» и жилых коттеджах бизнесмена Телмана Ферояна. Он контролирует несколько дорожно-строительных организаций, в том числе «Дормострой» и «ДСУ-1», которая ремонтирует дороги в Новгородской области.

По одной из версий, обыски проводятся по делу о неуплате налогов при строительстве одной из автомобильных дорог. Речь идёт о сумме около 100 млн рублей. 

В Новгородской области компания «ДСУ-1», переименованная в «Союз Автодор», привлекала в качестве субподрядчиков компании с минимальным уставным капиталом и зарегистрированные за сотни километров от места производства работ. Например, крупные контракты в рамках субподряда были подписаны с компанией ООО «Ремдор 53», зарегистрированной в Иваново в июле 2019 года. Её руководителем является Алёна Афанасьева, кроме неё официально в компании никто не работает. Тем не менее, она получила за укрепление обочин, установку дорожных знаков и содержание новгородских дорог в общей сложности 31,5 млн рублей.

Комментарии