Комментариев: 40
+40
Автор: Михаил Кривый
14 марта 2016 года, 10:44

2 марта новгородский «Автобусный парк» объявил электронный аукцион на предоставление в лизинг 12 автобусов Ютун (Yutong ZK 6852HG). Несмотря на просьбы новгородских общественников и рекомендации общественного совета по транспорту, руководство предприятия решило закупить транспорт именно этой модели.

За несколько дней до объявления аукциона участники новгородского общественного движения «Новый город» направили в областной департамент транспорта письмо с просьбой вместо китайских автобусов Ютун купить «Автобусному парку» низкопольный транспорт другой модели.

Ютун (Yutong ZK 6852HG) «Автобусного парка».

В эту пятницу «Автобусный парк» провел своеобразную презентацию, на которой рассказал о причинах такого выбора и показал журналистам приобретенный ранее Ютун такой же модели. Чтобы разобраться в вопросе, на эту презентацию поехал и я.

Что такое Ютун?

В целом, в российском обществе еще с 90-х годов остался стереотип: китайское — дешевое и некачественное. В последние годы этот стереотип стал сходить на нет, но на наш рынок вышли китайские автопроизводители и немного его поддержали. Связано это с тем, что Китай сегодня лидер по производству как самого дешевого и некачественного, так и самого дорогого и качественного. В конце концов Geely GC6 за 390 тысяч рублей и Volvo XC90 за 5.1 млн рублей, это автомобили одного китайского концерна.

Сегодня Китай является крупнейшим производителем автобусов в мире. На его долю приходится, по разным оценкам, от 11% до 18% мирового производства автобусов. Внутри Китая компания «Чжэнчжоу Ютун Групп» является первой по объему продаж. В 2015 году она произвела 67,6 тысяч автобусов. Для сравнения, по данным Регнум, за 2015 год на заводе ЛиАЗ было произведено порядка 2 тысяч автобусов.

Салон автобуса Ютун (Yutong ZK 6852HG)

Стоимость автобусов и лизинг

По данным сайта «Госзакупки», цена контракта составит более 58 млн рублей, первоначальный взнос — 17 млн рублей. Согласно договору, 12 новых газовых автобусов предоставляются во временное владение и пользование на 2016-2017 годы. Поставку транспорта должны организовать до 20 марта.

К сожалению, произвести объективный сравнительный анализ стоимости автобусов и лизинговых предложений практически невозможно. Я позвонил нескольким дилерам, и все они отказались озвучить стоимость даже при покупке без лизинга. Рынок оказался очень непрозрачным. Если сравнивать примерные цены неизвестно когда размещенные на сайтах, то действительно, автобусы Ютун примерно в 1.5 раза дешевле, чем подобные низкополньные МАЗ-103, МАЗ-206 или ЛиАЗ-5292/6213.

Следующее, что необходимо сравнивать, стоимость эксплуатации. Этот вопрос еще сложнее. Ни на одном сайте производителей эта цифра не озвучивается в принципе, а ведь зачастую она составляет большую часть расходов. 

Главный камень преткновения — доступная среда

Участники новгородского общественного движения «Новый город» направили в областной департамент транспорта письмо с просьбой приобрести низкопольный транспорт другой модели.

— В выборе рейсовых автобусов для Великого Новгорода мы призываем в качестве главного приоритета принимать не низкую стоимость модели, а удобство в использовании автобуса горожанами, в том числе маломобильными категориями граждан. Автобусы покупаются на длительное время, поэтому лучше вкладывать средства в современный комфортный низкопольный транспорт, который отвечает всем требованиям доступности и удобства, — добавили участники «Нового города».

В этом вопросе стоит разбить маломобильных граждан на две подкатегории. Первая — инвалиды-колясочники. При самостоятельном передвижении даже небольшая ступень для них становится непреодолимым препятствием. Город, приспособленный для передвижения инвалидов-колясочников, не должен иметь ступеней и резких уклонов. Вторая — маломобильные граждане, которые могут преодолевать несколько ступеней, но делают это с трудом. Сюда можно отнести и родителей с колясками, и пожилых людей.

Само собой, мы должны адаптировать город в целом и общественный транспорт в частности, нацеливаясь и на самостоятельное передвижение инвалидов-колясочников, и на повышение комфорта передвижения в целом для всех граждан. И в этом вопросе покупка низкопольных автобусов не станет решением. Да, это будет шаг в нужную сторону, но дорогой и несвоевременный.

Если бы водитель автобуса остановился у подготовленной остановки, то эксперимент с коляской прошел бы удачно. Уровень остановки совпал бы с уровнем первой ступени, и вход в салон автобуса с коляской не отличался бы от обычного заезда на поребрик.

Начинать нужно не с покупки низкопольных автобусов, а с составления и утверждения определенного плана действий, первым шагом которого будет разработка стандарта остановочных комплексов, уточняющего высоту поребриков, формы карманов и т. п.

После этого на первом опытном маршруте можно будет провести реконструкцию остановочных комплексов и включить требования по высоте пола и отсутствию дополнительных ступеней в заказ по обслуживанию этого маршрута. Делать это должно не предприятие-перевозчик, а комитет по транспорту и связи Великого Новгорода.

Разработка стандарта — это не такой простой вопрос, ведь автобус не трамвай, ему не так просто подъехать сантиметр в сантиметр. Да и высота первой ступени — вещь достаточно эфемерная и сильно зависит не только от заложенных характеристик, но и от состояния подвески, давления в шинах, качества уборки улиц, уклона проезжей части и т. п. 

У Ютуна средняя ступенька имеет совсем небольшие размеры, что позволяет передние колеса детской коляски поставить сразу на уровень пола салона автобуса. Главное, чтобы уровень первой ступени совпадал с уровнем остановки.

После пресс-поездки на Ютуне я сходил в «Автобусный парк» и измерил высоту ступеней находящихся там автобусов. Оказалось, что у автобусов одной и той же модели высота первой ступени отличается на 5-10 см, ведь у многих автобусов пневматическая подвеска.

В этой таблице в отдельную колонку вынесена высота первой ступени, так как она влияет на разработку требований к остановочным комплексам, и суммарная высота остальных ступеней, так как после адаптации остановок именно они станут основным препятствием.

Марка и модель автобуса Количество ступеней Высота ступеней (см) Высота без первой ступени (см) Высота первой ступени (см)
Yutong ZK 6852HG 3 25+15+15 = 55 30 25
ЛиАЗ-6212.70 (основная рабочая лошадка «Автобусного парка») 3 38+19+19 = 76 38 38
Mercedes-Benz Türk O345 2 38+28 =  66 28 38
Ikarus 280 (желтый, с гармошкой) 3 33+25+28 = 86 53 33

Из таблицы видно, высота первой ступени у разных автобусов разная, и, вырабатывая требования к остановочным комплексам, придется сузить и возможный модельный ряд. Необходимо будет понять, как такое требование будет соответствовать закону «О защите конкуренции». 

Высота ступеней в Икарусе. По колесу хорошо видно, что пневматическая подвеска подспущена и автобус ниже чем обычно.

Таким образом, в идеале нужно сначала разработать стандарты, потом реконструировать остановочные комплексы и только потом купить подходящие автобусы. Если сначала приобрести низкопольные автобусы, то мы получим ситуацию как с «Ласточкой». В самом поезде даже туалет адаптирован для колясочников, а они не могут попасть не то что в поезд, даже на платформу.

Если бы стоимость низкопольных автобусов отличалась на 5-10%, то их преимущество можно было бы использовать в маркетинговых целях, но проблем с недоступностью городской среды они все равно не решат.

Директор «Автобусного парка» также парировал требования общественников тем, что покупка низкопольных автобусов не решит проблем доступной среды. В «Автобусном парке» были низкопольные автобусы, но из-за неадаптированности остановочных комплексов инвалиды-колясочники не могли ими воспользоваться. В отношении автобусов Ютун он предложил использовать своеобразный «костыль».

— Проблема будет решена. Задача уже поставлена. В ремзоне сделают «специальные реечки», которые при необходимости будут выноситься водителем, — разъяснил генеральный директор автобусного парка Иван Поступаленко.

Также были отмечены проблемы эксплуатации низкопольных автобусов.

—  Низкопольные автобусы еще имеют проблемы с клиренсом. Вы представьте наши дороги зимой. У нас стоят списанные низкопольные, у всех оторвана нижняя часть. У нас дороги не позволяют иметь такие автобусы, вы посмотрите на Колмовский мост. Для эксплуатации низкпольных автобусов дороги должны быть как «яички», - добавил Иван Поступалеко.

Сегодня основу парка составляют автобусы ЛиАЗ-6212.70. Икарус на фотографии пассажиров не обслуживает.

Про законы

— На входе в автобус имеются несколько ступеней, никакие реечки эту ситуацию уже не исправят. Тут явное игнорирование ст. 15 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который предписывает организациям обеспечивать условия для беспрепятственного пользования транспортном, а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Мы решили обратиться в прокуратуру с просьбой разобраться, соответствует ли данная модель автобуса всем необходимым условиям по доступности, — заявила один из организаторов движения «Новый город» Анна Соколова.

По данным КонсультантПлюс положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. 

Вопросы по поводу приобретения автобусов возникли не только относительно закона 419-ФЗ «По вопросам социальный защиты инвалидов», но и по поводу закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закупка привлекла внимание сотрудников антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл Р».

— Мы сейчас проводим анализ этих торгов на предмет соответствия закону "О защите конкуренции". Уже сейчас могу сказать, что есть совокупность факторов, указывающих на «заточенность» документации под конкретного поставщика: конкретная модель товара без возможности поставки аналога, предельно сжатые сроки проведения закупочной процедуры (7 дней), выбор неоптимального способа закупки (запрос котировок), короткие сроки поставки товара, — прокомментировала руководитель антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл Р» в Великом Новгороде Анна Черепанова.

Размер имеет значение

Вопрос целесообразности автобусов малой вместимости не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Во многих европейских странах ориентируются на пиковую загрузку и предпочитают иметь один большой автобус, который будет наполнен в пиковые часы и будет возить воздух в остальное время. Это выгоднее и дешевле, чем иметь два автобуса малой вместимости. Небольшие автобусы используют только на маршрутах с постоянно низким пассажиропотоком.

Салон автобуса Ютун (Yutong ZK 6852HG). Видно, что трех кресел на нижней площадке не было в базовой комплектации. Они устанавливаются по пожеланию заказчика.

Размер, а точнее вес, влияет на плавность хода автобуса. Большой и тяжелый автобус плавно и комфортно «плывет» по улицам города. О небольшом Ютоне так сказать нельзя, по ощущениям его подвеска больше похожа на подвеску небольшого ПАЗа.

Кнопка «Стоп»

Пассажиры отмечают, что в автобусе тепло и светло. Это немаловажно для нашего климата и короткого светового дня зимой. Но опять же, сравнивать температуру и уровень освещения нового автобуса и автобусов, проработавших по 10-15 лет, не совсем корректно.

Тут же стоит отметить, что все современные автобусы оснащаются системой выборочного открывания дверей по требованию пассажиров. Чего уж там, такой системой оснащались даже Икарусы в 1980-х. В Прибалтике эта система использовалась уже тогда, и на малоиспользуемых остановках или в моменты спада пассажиропотока автобусы могли не просто открывать одну дверь из четырех, а могли просто проезжать мимо остановок, на которых никто не садится и не выходит. Это экономит не только тепло, но и увеличивает скорость следования автобуса по маршруту, что позволяет выпускать на линии меньшее количество автобусов ранним утром и поздним вечером, не сокращая при этом интервалы движения.

Для автобуса эксплуатирующегося три года обивка кресел выглядит очень неплохо.

Газ как топливо

В выхлопах автомобиля, работающего на газу, вредных веществ в 5 раз меньше по сравнению с автомобилем с бензиновым двигателем. С дизельным топливом, на котором традиционно работают автобусы разница еще больше. В Милане легковым автомобилям на дизельном топливе вообще закрыт въезд в город.

По данным «Газпрома», сегодня метан в России стоит около 12 рублей за кубический метр (эквивалентно литру бензина). Это примерно в 3 раза дешевле дизельного топлива, при том, что расходуется природный газ экономнее. Если перевести 100 автобусов с обычного топлива на метан, то за счет разницы в цене на топливо за год можно сэкономить 34 млн рублей.

«Гаражная модификация» выхлопной системы автобусов, работающих на дизельном топливе, легко превращает «Евро-4» в чадащий черным дымом агрегат. Такой модификации со временем подвергаются почти все автобусы. Замена каталитического нейтрализатора — дорогое удовольствие, его массово вырезают даже на легковых автомобилях. С газом таких проблем нет.

По словам руководства «Автобусного парка», у газа есть еще одно преимущество — его нельзя слить и перепродать. А эта проблема по прежнему актуальна.

В итоге

Нужен стандарт, в котором будут описаны характеристики остановок и автобусов. Пока такого стандарта нет, нужно свести закупки новых автобусов и капитальный ремонт остановок к минимуму (правда, последнего и так нет). В противном случае мы можем сегодня вложиться в хорошие низкопольные автобуса, а через пару лет, когда мы реконструируем остановки, выяснится, что инвалиды-колясочники все равно не могут ими пользоваться.

Про доступную среду — с больной головы на больную

Сейчас «Деловой Партнер Плюс» начал строительство двух домов по программе «Доступное жилье для российской семьи». Относительно доступные финансово квартиры по-прежнему остаются недоступными для инвалидов-колясочников.

Разработчик проекта «Институт «Новгородпроект» сделал большой шаг вперед, заменив единственный лифт на грузовой и убрав ступени перед входом в подъезд. Но лестничный пролет до лифта все равно остался. Эти 7-8 ступеней не позволяют завезти коляску со спящим ребенком прямо в лифт. А ведь такая возможность сильно упростила бы жизнь молодым родителям, проверено на собственном опыте.

Доступное жилье для Российской семьи. План первого этажа. Секция А. Я внес только одно изменение — добавил лифту еще одну дверь.

Избавиться от этих ступеней мешает только желание и подход. Ведь достаточно заменить лифт на двухдверный и сделать второй вход в подъезд. Покупка такого лифта приведет к удорожанию квартиры всего на несколько тысяч рублей.

В этом направлении городским властям также стоит озаботиться выработкой дополнительных обязательных требований. Только тогда, с учетом статьи 15 закона «По вопросам социальный защиты инвалидов» мы можем получить цепочку: доступное жилье — бордюр в ноль — реконструированная остановка — низкопольный автобус.

Смотрите также

«Цифровое равенство» Батецкого района (9)

На днях в Батецком районе «Ростелеком» запустил первые публичные точки доступа по федеральной программе «Устранение цифрового неравенства». Проект вызвал бурное обсуждение в социальных сетях и комментариях на «Новгород.ру», поэтому расскажу про него подробнее.

Железнодорожный вокзал в Чудово (1)

Последнее время у нас в стране наметилась как бы положительная тенденция — массовый ремонт железнодорожных вокзалов. Большие вокзалы обновили по всей стране, средних и малых ремонт пока коснулся в меньшей степени, но коснулся. Выполнена очень масштабная работа.

Строительство автомагистрали М11. Мост через Волхов. 11 октября 2015 года (3)

По весне мне казалось, что к концу лета мост замкнут и перейдут к обустройству дорожной плиты. Теперь же я практически уверен, что это будет только в следующем году. В начале июля я писал, что надвижка с этой стороны прекращена минимум на два месяца. Прошло уже почти четыре, и смело могу сказать, что раньше декабря надвижки на опору №11 (та что по центру реки) не будет.

Платная автомагистраль М11 Москва — Санкт-Петербург. Мытно, Посад. 524 км. 11 октября 2015 года (5)

На 524 км строительство идет полным ходом. В этом месте будет пункт оплаты с двумя путепроводами и круговым движением. Путепровод на пересечении с автодорогой Новоселицы — Папоротно условно назовем первым, а на выходе с автомагистрали вторым. Схема была в одной из предыдущих публикаций.

Ростелеком слушает! (2)

Это давно забытое чувство, когда ты снимаешь трубку и понятия не имеешь, с кем будешь разговаривать. Именно с этого ощущения начинают свой разговор с клиентом операторы контакт-центра компании «Ростелеком», к которым, в компании поволжских блогеров, на прошлой неделе присоединился и я.

Пригородный поезд Валдай — Старая Русса (8)

В один прекрасный момент понимаешь, что проехал по всем дорогам области и посетил почти все ее уголки. Осталось только то, куда на машине не проехать. В итоге, в пятницу, достаточно спонтанно собрался проехать из Валдая в Старую Руссу на поезде, который все время норовят отменить.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки