Комментариев: 1
00
Автор: Татьяна Алексеева
14 апреля 2014 года, 15:52

В новгородских больницах и поликлиниках не хватает более сотни врачей. Нередко из-за этого новгородцы не могут попасть на прием к нужному специалисту. В чем же причины кадровых проблем новгородской медицины?

В новгородских больницах и поликлиниках не хватает более сотни врачей. Нередко из-за этого новгородцы не могут попасть на прием к нужному специалисту. Новгородские выпускники уезжают работать в столицы, а выпускники медицинских вузов из других регионов не едут работать к нам, хотя  специалист по связям с общественностью ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» Светлана Колесова утверждает, что в Великом Новгороде предлагаются лучшие условия.

В интервью корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» Светлана Колесова рассказала, как в регион привлекают врачей, какая сейчас у них заработная плата и какие еще проблемы есть в медицинской сфере.

— Светлана Евгеньевна, каких специалистов не хватает в больницах и поликлиниках Великого Новгорода?

— Острая необходимость в участковых терапевтах, педиатрах, анестезиологах-реаниматологах, хирургах, кардиологах и др. На начало 2014 года в ЦГКБ работает около 2 240 человек. Не хватает 131 врача, 174 среднего медицинского персонала. Не хватает практически всех врачей, но больше всего — участковых врачей-педиатров и участковых врачей-терапевтов.

— Почему возникла такая ситуация?

— Сразу нужно понять, что проблема с медицинскими кадрами существует не в отдельно взятой ЦГКБ. Это проблема всей государственной медицины в стране. Она сложилась более десяти лет назад. Я смотрела по больницам северо-запада: в Вологодской области нужно 1000 врачей, в Калининградской — 1050 врачей, в Архангельской — 1500 врачей, в республике Коми не хватает половины врачей. Поэтому смотреть в корень этой проблемы желательно с отношения государства к медицине. Ставки врачей и медперсонала одинаковы по всей стране. Изменить денежное содержание, жилищные вопросы может только государство (Минздрав, с подачи депутатов). Это не только в Великом Новгороде, и это не потому, что мы не хотим.

— Что вы предпринимаете для решения этой проблемы?

— Все наши заведующие поликлиниками ездят во все институты страны, предлагают, рассказывают, какие условия мы предлагаем, какие возможности даем. Разговаривают лично со студентами глаза в глаза. Мы не просто ищем, у нас каждую неделю совещания по кадрам. Кто-то заманивает и уговаривает просто знакомых, у кого-то дети учатся. Я, например, уговорила двоих: из Питера переезжают две женщины. Рассылаю объявления о найме на работу в Брянск, в Калугу, Кемерово, Кострому, Пермь, Ленинградскую область — по всем субъектам федерации.

— Какие условия предлагаются специалистам?

— Врачам, приезжающим из других регионов, молодым врачам предлагается субсидия из областного бюджета — 500 тысяч рублей на ипотеку, 200 тысяч рублей врачам-педиатрам (из городского бюджета), так называемые «подъемные» на переезд и устройство.

— И помогает ли сейчас эта инициатива мэрии в предоставлении подъемных? На одном из совещаний мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев сказал, что четыре года назад благодаря этим выплатам удалось привлечь около 70 врачей.

— Раньше помогла, но это было где-то года два назад. Когда пошли эти деньги, к нам приехали молодые врачи, кто-то из Сочи переехал, кто-то из Волгограда. Я не могу сказать, что только по этой программе, но разными путями нам удалось привлечь 73 врача. Также у нас есть доплата за съём жилья из средств ЦГКБ — 10 тысяч рублей в месяц. Оплата найма жилья у нас больше, чем в других регионах, там 5-7 тысяч, у нас 10 тысяч. Есть возможность за счёт ЦГКБ повысить квалификацию в ведущих клиниках и институтах страны или пройти переобучение на другую медицинскую специализацию. Проблема не в нас, у нас есть все условия: хорошее здание, отремонтированное, у нас есть хорошее оборудование — мы условия создали. По программе модернизации два года назад государство нам закупило очень много хорошего оборудования, экспертного класса. У нас есть аппараты УЗИ, целое отделение офтальмологическое новое, городской офтальмологии раньше у нас не было вообще. Очень много изменений, но физически нет врачей.

— Есть ли отток городских врачей в районы?

— Да, от нас ушли некоторые врачи на миллион рублей: им нужно было решать свои жилищные вопросы (Прим. ред.: Правительство Новгородской области предоставляет миллион рублей медицинским работникам в возрасте до 35 лет, которые уезжают работать в сельскую местность). В районах меньше населения, меньше прием. Здесь же, в городе, сложнее работа, население агрессивное в большинстве своем. Когда мы сказали: «Люди добрые, пожалуйста, если не очень болен ребенок, придите вы сами на прием к врачу, это быстрее будет, и врачу не бегать». Что у нас на сайтах выставили сразу мамочки? «Эти мрази… Чего я попрусь с ребенком, пусть врач сам приходит». Сплошные помои полились. Никто не хочет входить в положение других. Полное неуважение к врачам. Нет ни понимания, ни желания понимать. Из-за хамства пациентов трое врачей уволились из поликлиники. Я хочу сказать, нигде в мире, кроме России, нет поликлиник, нигде в мире врачи на дом не ходят. Эта структура придумана в Советском Союзе. Весь мир как-то выживает без поликлиник, их нет, только больницы. Все ездят на такси, на своих частных машинах в больницу, с любым заболеванием.

— Какая сейчас заработная плата у медицинских работников?

— В последние три года заработная плата медработников в ЦГКБ, пусть и медленно, но растёт. По сравнению с прошлым годом у врачей повысилась заработная плата где-то на 2-3 тысячи рублей. Студенты сначала приходят на очень маленькую зарплату: от восьми тысяч рублей. Должна быть квалификация, опыт хотя бы год. Уровень начинает расти в зависимости от того, насколько врач востребован, сколько делает операций, сколько  принял людей, насколько качественно он работает. Сейчас прямая зависимость от качества и количества выполненной работы. Но они могут заработать 20 тысяч рублей. Стал делать сложные высокотехнологичные операции — зарплата может вырасти до 40-50 тысяч рублей. У нас есть врачи, которые зарабатывают и 60 тысяч рублей.

— А охотно ли приходят выпускники медицинского института НовГУ работать в больницы и поликлиники Великого Новгорода?

— Работа тяжелая и неблагодарная, какой бы она ни была престижной и гуманной профессией в мире. Профессия медика трудная и физически, и морально. Сейчас народ хочет хапнуть и отскочить, извините за выражение. У нас есть фармакология, где можно хорошо заработать на продаже лекарств. Люди уходят консультантами и продают лекарства. Не нужно сидеть глаза в глаза с пациентом, не нужно принимать решение, от которого, возможно, будет зависеть жизнь другого человека. Можно жить в ладу со своей совестью: продать лекарство и почивать на лаврах и деньгах. Те, кто поумнее, уходят в пластическую медицину, потому что это дорого и престижно. Они стараются уехать в Питер и в Москву, потому что есть возможность дальнейшего обучения, получения высокой квалификации, и уехать за границу зарабатывать дальше. Понимаете, в чем еще проблема — старение. Врачи работают: им по 55-70 лет. Это большая часть, наверное, 60%. Они сейчас уходят на пенсию, а заменить некем: нового притока нет, молодежи нет.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки