Комментариев: 6
+30
Автор: Михаил Кривый
29 сентября 2013 года, 23:05

Честно говоря, не ожидал такого большого ажиотажа вокруг железнодорожного моста через речку Ярынья. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание еще к одному мосту, он старее и в гораздо худшем состоянии, при том, что находится прямо на въезде в Новгород.

Речь идет о каменном мосте через реку Виточка, между деревнями Трубичино и Витка. Каждый из нас проезжал мимо него десятки, сотни, а может быть, и тысячи раз, но при этом даже не видел этого моста. Так произошло из-за того что, рядом с ним построили новый мост, который выше старого и при этом расположен вплотную к нему.

Каменный мост через реку Виточка, забытый объект культурного и исторического наследия.

На федеральных дорогах России каменных мостов осталось менее 50. Мост интересен тем, что он является последним мостом в России, построенным (примерно в 1897 г.) по первому типовому проекту с использованием эллипсоидных сводов. Это единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост. В 1995 году мост через официально стал объектом культурного и исторического наследия (указ Президента РФ от 20.02.95 N 176).

Новый мост построили совсем вплотную к старому.

Мне кажется что именно этот мост мог бы стать туристическими воротами города. На берегу реки Виточка, с видом на мост и храм Покрова Пресвятой Богородицы (1786 года) должна располагаться информационная площадка для туристов. Сейчас же она расположена под забором и проводами троллейбусного парка.

Мост через реку Виточка и храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Если отреставрировать мост и благоустроить прилегающую территорию между мостом, рекой и храмом, то вышла бы великолепная придорожная зона отдыха.

Состояние моста

Сейчас мост в очень плохом состоянии. Стенки промежуточных опор сильно разрушены и разрушение продолжается. При строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета, из-за этого вся вода проходит только через центральный пролет активно разрушая промежуточные опоры. Дефекты в швах кладки, имевшие медленное развитие в течение многих десятилетий, привели за эти годы к ситуации, которая может привести к обрушению моста. На опоры страшно смотреть.

Хорошо видно, как при строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета.

Хорошо видно, как при строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета.

Разрушение стенок промежуточных опор.

Разрушение стенок промежуточных опор.

Разрушение стенок промежуточных опор.

В 2004 году федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации выпустило документ документ "Каменные мосты России", в котором подробно описывались проблемы моста и действия необходимые для его сохранения.

Детали можно рассмотреть на панораме высокого разрешения.

Я не отношусть к людям, которые считают, что автомагистраль в восмистах метрах будет мешать остаткам фундамента бывшей усадьбы, но то что произошло с этим мостом, не иначе как варварством назвать нельзя. Я не призываю снести новый мост, его только в прошлом году отремонтировали. На дворе 21 век, и сейчас существует огромное количество материалов, способных укрепить промежуточные опоры без освобождения крайних. Это дело техники.

Немного истории

В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог. Естественно, что главным объектом её деятельности стало шоссе между Петербургом и Москвой. Его пересекало множество рек и речушек, через которые были перекинуты деревянные мосты, требовавшие постоянного ремонта.

Было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам, тогда их называли «образцовыми». Инженеры разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролёта. Типовые проекты просто «привязывали» к условиям местности.

По типовым проектам были построены сотни мостов. Такого прогрессивного метода строительства в XVIII веке не знала ни одна страна. Но со временем большая часть мостов была разрушена, особенно во время Великой Отечественной войны. Да и потом об их исторической ценности не задумывались. Дороги расширялись, требования к конструкциям менялись, и мосты просто разбирали. Наш мост - один из последних.

Ссылки по теме

Смотрите также

Мост через реку Ярынья и линия Валдай - Крестцы (6)

Есть у нас в области такие места, после посещения которых хочется разогнать весь областной комитет по туризму. Одно из них — каменный железнодорожный мост через реку Ярынья.

Псков — Санкт-Петербург. Возобновление регулярного авиасообщения. (21)

В этот четверг, 1 августа, авиакомпания «Псковавиа» выполнила первый регулярный рейс по маршруту Псков — Санкт-Петербург. Узнав об этом знаковом событии мы купили билеты и выдвинулись в Псков.

Платная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. Участок от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга. (4)

7 и 8 этапы строительства платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, это самый востребованный новгородцами участок. Участок начинается между деревнями Тютицы и Мясной Бор, а заканчивается прямо на развязке КАД и Пулковского шоссе.

Про перенос вокзала в Великом Новгороде (27)

Идея с переносом вокзала куда-нибудь на окраину города всплывает достаточно регулярно. Первым эту идею стал продвигать Виктор Александров, в те времена директор единственного в городе таксопарка.

Про парки Великого Новгорода (13)

Мало кто оспорит утверждение о том что два парка на 215 тыс. жителей Великого Новгорода, мягко говоря, маловато. Ситуация настолько плачевна, что в городских парках просто опасно находится с маленьким ребенком. Его там или задавят или затопчут. Кремлевский парк сегодня — это месиво из пешеходов, велосипедистов, роллеров, колясок и самокатов.

Тарту vs. Великий Новгород (13)

Тарту очень интересный город, если его рассматривать как параллельную реальность Новгорода. Еще 25 лет назад Тарту и Великий Новгород были практически клонами. Но сегодня, Тарту, это город сбывшихся прожектов новгородских властей и общественности.

Авторские колонки

Комментарии